Алексей Иванович Зинченко (фото предоставлено автором).

Алексей Иванович Зинченко 1913 года рождения из хутора Бароновского — участник советско-финской войны. Труженик тыла, награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Родился он на Дальнем Востоке в городе Благовещенске Амурской области. Беспризорник. Круглый сирота. Родных у Алексея не было, во всяком случае, об их существовании ему не было известно.

Мальчишкой 10-11 лет он на перекладных добирался на Кубань. Наверняка примкнул к семейным обозам земляков, которые месяцами тянулись в благодатный край. Одни не выдерживали такой длинной и изнурительной дороги, а другие, наоборот, – обретали новую жизнь.

В архивном отделе администрации города Армавира хранится групповой список безземельных крестьян Бароновского сельского совета Армавирского района, подлежащих переселению в Шахтинский округ Ростовской области в 1927-1928 годах. В списке было 100 жителей, преимущественно из хутора Бароновского, в возрасте от 6 месяцев до 70 лет (всего 29 фамилий). Не секрет, что наш хутор стал родиной для сотен переселенцев, которые бесконтрольно прибывали на Кубань в поисках земли и лучшей жизни. А в Ростовской области набирала темпы индустриализация, требовалась новая рабочая сила.

Чтобы осесть в хуторе Бароновском переселенцы проделывали немалый путь. Так, в марте-мае 1924 года семьи Георгия Григорьевича Губарева, Петра Яковлевича Степаненко, Прокофия Ефимовича Киселева и Василия Григорьевича Коваленко прибыли из Амурской области (всего 20 человек). Но первооткрывателями, все же, были братья Терентий Иванович и Гавриила Иванович Шаповаловы из Амурской области, Благовещенского уезда, Гильчинской волости, села Ключи, которые смогли купить землю и не попали в этот список на переселение.

Кроме Губаревых, все остальные состояли в родственных отношениях. Кого из группового списка переселенцев наделили землей или же сами они смогли выкупить небольшие наделы свободной удобной пахотной земли у Бароновского земельного общества, можно увидеть в списке хлеборобов хутора Баронова.

Желающих получить чистосортный посевной материал на осеннюю посевную кампанию было 117 человек. В именном списке граждан хутора Бароновского, желающих получить семенную ссуду в 1927 году, было 122 человека.

Дальний Восток. Терентий Иванович Шаповалов с супругой Груней (фото предоставлено автором).

Вот, пожалуй, только Губаревых из Амурской области и не оказалось в списках получателей семенных ссуд. Однако в этом списке присутствует некий хуторянин Даниил Зинченко. Но, кто он? Ошибка писаря в имени или это наш Алексей? Иных с фамилией Зинченко в хуторе Бароновском по архивным данным не наблюдалось. Кто мог пожертвовать одну десятину пахотной земли или приобрести ее для мальчишки-сироты?

Групповой список переселенцев хутора Бароновского 1924 года, и списки получателей семенной ссуды и чистосортного посевного материала 1927 года – ценный исторический материал, практически – пофамильная перепись хутора Баронова.

Наследники Алексея Ивановича сегодня не могут точно сказать, кто приютил их отца на хуторе Баронова. Людская доброта? По тем временам лишний рот – обуза. Но в хуторах Бароновского сельского совета проживали домохозяева, которые использовали наемный труд. В истории населенного пункта они получили название «лишенцев» (лишенных права голоса). По данным протокола заседания Армавирской районной избирательной комиссии от 21 февраля 1925 года к числу лишенцев были причислены 23 лица. Это происходило до тех пор, пока в Бароновском не появилась первая сельхозтехника.

По данным списка хозяйств Армавирского района на 1 января 1926 года общее количество тракторов составило 45 единиц, в том числе сельхозкоммуны «Красная Звезда» хутора Бароновского – «Фордзон», 22 л.с., 2 единицы. Кроме того, в хуторе Каспарова Бароновского сельского совета у граждан Серкова, Захарова и Пушкарева в общем пользовании было 2 трактора аналогичной марки, мощностью 20 л.с.

Самый богатый технопарк был у совхоза «Хуторок» — почти треть всей техники Армавирского района — 14 единиц: «Рустон», «Холт», «Клейтон», «Ломбард», «Фордзон», все мощностью 22 л.с.

25 июня 1928 года сельхозартель имени Сердича Бароновского сельского совета просит Армавирское районное земельное управление зарегистрировать принадлежащий ей колесный трактор «Фордзон» мощностью 20 л.с., 1923 года выпуска, двигатель №551372, с плугом компании «Джон Дир». Тракторист Василий Распопов окончил тракторные курсы в совхозе «Хуторок».

Аналогично 18 июня 1928 года тракторовладельцы Захаровы, Пушкаревы, Шкуратовы попросили зарегистрировать колесный трактор «Фордзон». Тракторист Павел Иванович Захаров прошел основные и повторные курсы трактористов.

Гавриил Иванович Шаповалов с супругой Лукерией Афанасьевной (фото предоставлено автором).

В семейном архиве Надежды Андреевны и Алексея Карповича Москаленко из хутора Бароновского сохранилось фото «железного коня» «Фордзона», которого «запрягает» их внук Владимир Резников.

Вот и Алексей Иванович Зинченко стал «сыном полка» тракторной бригады хутора Бароновского, где он получил постоянную прописку. Именно здесь и сблизила его судьба с братьями Нехорошко. Владимир Сергеевич Нехорошко в восемнадцатилетнем возрасте окончил курсы трактористов и был первым трактористом в хуторе Бароновском, так гласит история из школьного музея. Старший брат Владимира – Константин, был тоже трактористом.

В 1935 году Алексей Иванович обзавелся семьей, а приглянулась ему Василиса Антоновна Воскобойникова. В хуторе Бароновском проживали три сестры Воскобойниковых: Полина Антоновна — супруга Данила Сергеевича Нехорошко, Василиса Антоновна — супруга Алексея Ивановича Зинченко, и Евдокия Антоновна — супруга Филиппа Самохвалова. В хутор Бароновский сестры переехали из села Ново-Кубанского.

В списке граждан села Ново-Кубанского, кому наделена земля, и в списке, у кого она отобрана и наделена неимущим, присутствуют имена А. Воскобойникова, у которого отобрано две десятины земли на Каплановском участке и переданы Анне Серничевой, и Александра Воскобойникова, у которого изъяты 2 десятины земли на том же участке в пользу Антона Рогоза. Так гласят архивные документы 1924-1925 годов.

В хате у Воскобойниковых на стене всегда красовался портрет казака с усами – Антона Воскобойникова.

По рассказам старожилов хутора Бароновского, из села Ново-Кубанского были переселены несколько семей в хутор, в том числе Нехорошко и Кулиниченко. Братья Данил, Константин и Владимир Нехорошко – ветераны войны.

В 1936 году в семье Зинченко родился первенец – Владимир, в свидетельстве о рождении которого было записано: место рождения — селение Бароновка Армавирского района Азово-Черноморского края, 27 февраля 1936 года. Место регистрации: Бароновский сельский совет.

Хутор Бароновский. Володя Резников за рулем «Фордзона» (фото предоставлено автором).

Семья Зинченко построила хату на улице Энгельса, между фельдшерским пунктом и домовладением Григория Васильевича Алексютина — ветерана войны. Часть огорода была не очень плодородная и также, как у Алексютиных, покрыта галькой. Последние выбрали другое место для проживания, а их земельный участок так и остался в памяти бароновцев, как «Алексютины огороды».

1938 год. В связи с возрастанием военной опасности Особая Краснознаменная Дальневосточная армия РККА была преобразована в Дальневосточный фронт РККА. В архиве Бароновского «Бессмертного полка» сохранилось фото семьи Григория Кирилловича и Улиты Кирилловны Телица — переселенцев из города Мариуполя, которые летом 1938 года провожали своего сына Василия для участия в боевых действиях на озеро Хасан.

1939 год. Теперь уже в Европе пахнет войной. В конце года Алексей Иванович Зинченко ушел на Финскую войну. Служил на привычном «стальном коне» – таскал на тракторе тяжелое орудие по бездорожью.

Родившаяся накануне войны в семье Зинченко девочка, умерла. Похоронили ее в саду между деревьями тутовника. Дети Алексея и Василисы всегда ухаживали за могилой сестры, приносили цветы. А 20 декабря 1941 года родилась дочь Валентина.

И еще одно испытание — Великая Отечественная война. Алексей Иванович трудился комбайнером в колхозе «Великий Октябрь». 24 июня 1941 года его наставник Владимир Сергеевич Нехорошко в числе первых был мобилизован на фронт. В наградном листе к медали «За боевые заслуги» В.С. Нехорошко указано, что в августе 1941 года он получит контузию в составе танкового батальона Западного фронта в городе Ельне, а службу продолжит шофером в 206-м Запасном стрелковом полку 2-го Белорусского фронта.

В колхозе «Великий Октябрь» не было своей техники, ее арендовали у Армавирской МТС. Вот комбайнеру Алексею Ивановичу Зинченко и выпала честь – сберечь сельхозтехнику от противника и вывезти ее в глубокий тыл, где она могла бы приносить пользу. В 1941 году погрузили сельхозтехнику на железнодорожные эшелоны. Из города Армавира поезд с комбайнами отправились в Саратовскую область, там в этот год ожидали огромный урожай зерновых.

Так началась для Алексея Ивановича битва за хлеб на трудовом фронте в своей профессии, в тылу, и завершилась она только в конце 1946 года. Работали в бригаде до полуночи, оставались ночевать в поле, чтобы с первыми лучами солнца снова взяться за дело. Алексей Иванович Зинченко награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (в 1994 году тыловиков приравняли к статусу ветеранов войны).

9 февраля 1947 года, выборы в Верховный Совет. Слева направо: ветераны войны Алексей Иванович Зинченко, Александр Сергеевич Лукашов, председатель колхоза Л.З. Пугач, Любовь Даниловна Нехорошко, Любовь Михайловна Михотина (фото предоставлено автором).

Вернувшись с трудового фронта, Алексей Иванович активно включился в послевоенную жизнь хутора Бароновского. В семейном архиве земляка — ветерана войны Ф.И. Свириденко сохранилось фото, на котором А.И. Зинченко участвует в проведении выборов 9 февраля 1947 года (выборы в Верховный Совет РСФСР). На другом снимке Алексей Иванович тоже в составе избирательной комиссии среди участников войны, педагогов и земляков, которые в годы Великой Отечественной, как и он, ковали победу в тылу.

В 1948 году в семье Зинченко появилась на свет Надежда, а в 1951 году – сын Алексей.

После окончания Великой Отечественной войны сын ветерана Александра Сергеевича Чужинова – Владимир, 1927 года рождения (награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»), вернулся с Дальнего Востока с фронтовым другом Владимиром Григорьевичем Пшенко, 1926 года рождения. Однополчанин — уроженец города Уссурийска, награжден медалью «За боевые заслуги» в 1945 году, и орденом «Великой Отечественной войны» II степени в 1985 году. Владимир работал водителем в колхозе и выбрал в жены дочь ветерана войны Данила Сергеевича Нехорошко – Нину. А Алексей Иванович приобрел в его лице не только земляка с Дальнего Востока, но и ближайшего родственника.

Алексей Иванович окончил Лабинский сельхозтехникум и получил специальность «зоотехник». Несмотря на все испытания, выпавшие на его долю, всегда был жизнелюбивым и общительным человеком. Умер в 1965 году, похоронен в хуторе Бароновском. Красная звезда заслуженно украшает его памятник, за которым ухаживает благодарная внучка и дочь ветеранов войны Данила Сергеевича Нехорошко и Владимира и Нины Пшенко – Татьяна Пшенко.

Наследники ветерана войны Алексея Ивановича Зинченко сегодня проживают в городах Москве и Железногорске Красноярского края.

Наталья МОРГУНОВА, краевед