Ветераны Армавирской биофабрики на экскурсии по родному предприятию. Илья Иванович Шевченко в нижнем ряду крайний слева (фото из архива Армавирской биофабрики).

Многими интересными событиями была наполнена трудовая жизнь Ильи Ивановича Шевченко, который в эти дни отмечает 90-летний юбилей.

Оглядываясь на прожитые годы, он с радостью вспоминает молодость, которая прошла в плавании на кораблях Дальневосточного морского пароходства и на комсомольских стройках металлургических предприятий и шахт Кузбасса. Но большая часть его трудового стажа – почти 30 лет из 45-ти — пришлась на Армавирскую биофабрику, где он оставил свой яркий след.

По морям, по волнам…

С детства Илья Иванович Шевченко мечтал о морских приключениях, кораблях и путешествиях. И это была не просто мечта, а цель, которую мальчишка поставил перед собой.

Поэтому после окончания 7 класса биофабринской школы он поступил учиться в Одесское мореходное училище. Оттуда по распределению оказался на Дальнем Востоке, где шесть лет плавал на кораблях Дальневосточного морского пароходства. Перевозил различные тяжелые грузы, в том числе военную технику. Двадцатилетний матрос ходил в 1953 году в «полярку» на пароходе «Комсомольск». Этим рейсом завозили полярникам различные грузы, в основном уголь, взрывчатку, топливо для дизельных генераторов.

Илья Иванович работал в самом сердце корабля – машинном отделении, мотористом, машинистом, кочегаром. Сейчас он с улыбкой вспоминает, как во время штормов и тайфунов корабли, как щепки, качало по волнам. Крен от борта до борта достигал до 45%. В такую погоду никто на палубу не выходил. Переносил и морскую болезнь, но со временем привык.

Зато посмотрел красоты Дальнего Востока. Побывал на Командорских островах, западном и восточном берегах Камчатки, Магадане, Охотске, многих из Курильских островов, Сахалине.

Романтика комсомольских строек

После работы в пароходстве Илью Ивановича потянуло на комсомольские стройки – своими руками созидать великое будущее страны. Большие заводы, огромные конструкции, шахты, романтика…

Из города Владивостока он поехал в город Новокузнецк и устроился работать в «Востокметаллургмонтаж». Принимал участие в монтаже 8-й коксовой батареи и 5-й доменной печи на Кузнецком металлургическом комбинате, первой в СССР вращающейся ферросплавной печи в городе Старокузнецке.

Затем, будучи сотрудником монтажного технологического СМУ, участвовал в монтаже шахтных подъемных машин на рудниках Шерегеш и Таштагол Кемеровской области. Направлялся на строительство прокатного стана рельсобалочного цеха в город Нижний Тагил, 3-й доменной печи на Орско-Халиловском металлургическом комбинате.

Илья Иванович вспоминает это время, как самое интересное. Работа на больших предприятиях дала молодому рабочему ценный опыт, который пригодился в жизни.

Приборы для космических кораблей

Но настало время возвращаться домой — на биофабрику, к престарелым родителям, имея в запасе сразу несколько специальностей: слесарь-монтажник, моторист, машинист паровых машин, старший моторист.

Первая профессия, которая пригодилась на родном предприятии в 1961 году, – кочегар. Подавал горячую воду паратифозному цеху. Потом был машинистом холодильных установок. Но в итоге Илья Иванович выбрал сферу электрической энергии – стал машинистом дизельной электростанции, которая обеспечивала электричеством производство ветеринарных препаратов и рабочий поселок.

В это время на электростанции демонтировали старый танковый дизельный двигатель и поставили новую судовую электростанцию на 400 лошадиных сил мощностью 350 кВт. Этой электроэнергии хватало на подачу воды, работу котельной для подачи пара, освещение производства и поселка, части производственных процессов.

Но молодому рабочему хотелось учиться. Илья Иванович поступил в Пензенский приборостроительный техникум на факультет электронно-вычислительных машин, приборов и устройств. Полученные знания он применил на Армавирском заводе испытательных машин, где участвовал в монтаже различных сложных приборов, в том числе поворотного устройства испытания корпусов кораблей для Ленинградского института кораблестроения, прессов, испытания труб высокого давления для газовых буровых установок. Но больше всего молодой специалист гордился работой по изготовлению прибора для испытания корпусов космических кораблей.

Энергия для целебных вакцин

На Армавирскую биофабрику Илья Иванович Шевченко вернулся в 1970 году уже инженером. Ему поручили ответственное задание — наладить первую на предприятиях Биопрома СССР поточную линию по розливу ветеринарных препаратов. Илья Иванович вспоминает, что в работе эта линия вела себя очень плохо:

— Много было боя посуды, особенно в зоне закатки флаконов. Я занимался доработкой линии. Пришлось быть изобретателем и рационализатором. Заменил некоторые детали. Особенно трудно было наладить работу участка, где флаконы из туннеля выходили на закаточную машину. Но мне все удалось сделать.

Из города Ростова-на-Дону приехала комиссия списывать эту поточную линию, как негодную. Посмотрели и удивились – все механизмы четко работали без сбоев. Главный конструктор комиссии отметил Илью Ивановича, благодаря смекалке которого была улучшена работа нового оборудования. К тому времени на Армавирскую биофабрику пришла уже вторая поточная линия. Она была в совершенно другом исполнении, намного улучшенная. В ней изменили некоторые элементы и детали.

В начале 80-х годов Илью Ивановича назначили главным энергетиком предприятия. Это было время большой реконструкции Армавирской биофабрики, строительства нового производственного корпуса, установки современного оборудования. Он руководил монтажом электрических сетей, подключением оборудования, выбивал необходимое оборудование и кабель.

Сегодня, оглядываясь на прожитые годы, Илья Иванович с гордостью вспоминает свой созидательный труд на благо Родины:

— Мы стремились, чтобы наша страна развивалась и процветала. Работали для этого, не покладая рук. Хочется, чтобы и современные поколения брали с нас пример.