Архив метки: Учитель

«Как мы дышим, так и пишем»

Почему-то именно эти слова из песни Булата Окуджавы пришли в голову, когда я перечитывала зарисовки и стихи Раисы Денисовны Мальцевой. Ведь каждая их строка продиктована чувствами, которые заполняют и переполняют душу, которые возникают от увиденного, услышанного, отложенного в уголках памяти. Множество публикаций под ее фамилией напечатано в районке, и автор бережно хранит их в семейном архиве.

У ветерана педагогического труда, бывшего учителя и внештатного корреспондента нашей газеты накоплен богатейший газетный материал и о бывших учениках, тоже избравших учительскую профессию, и о коллегах, друзьях. Каждая зарисовка, стихотворение – человеческая судьба или имеющая значение жизненная ситуация. Лично мне было невероятно интересно читать посвящения юбилярам, воспоминания о военном детстве, эссе Раисы Денисовны. В каждом ее произведении столько знаний и любви к миру! И сегодня, в достаточно почтенном возрасте, она не перестает удивляться новым открытиям в окружающих людях и окружающем мире.

А первые открытия, как рассказала моя собеседница, она сделала в детской библиотеке, когда еще и в школе не училась. Брат был старше сестренки на три года, ему поручалось следить за малышкой. Поэтому куда бы он ни шел – она за ним хвостиком. Особенно любила ходить в библиотеку (научилась читать вместе с братишкой), книжные полки ее просто завораживали. Даже сейчас Раиса Денисовна прекрасно помнит, с каким внутренним восторгом ходила между полок и пересматривала десятки книг. Когда немного подросла, ее привлекла классика советской литературы. Зачитывалась И.С.Тургеневым, А.П.Чеховым, М.Н. Карамзиным, знала наизусть поэзию А.С.Пушкина. Как героини любимых литературных произведений, сама стала вести дневник, записывая свои мысли, важные события жизни – своей и близких, одноклассников, друзей.

А потом в школе  отличнице Рае поручили написать заметку в стенгазету «За учебу!» о том, как правильно распределять свое время. Это был ее первый опыт, который, как считает Раиса Денисовна, потерпел полный крах. Она обстоятельно описала режим дня школьника, к которому сама не имела никакого отношения, потому что большую часть внеурочного времени проводила не за домашними заданиями, а за чтением. Просто учеба давалась ей легко, а все взрослые, в том числе и мама, были уверены, что она кропотливо учит уроки. В этой заметке в школьную газету Рая написала и о водных процедурах – такие слова в то время не употреблялись, это десятилетия спустя о них спел в  известной песне Владимир Высоцкий. А тогда, прочитав новое смешное словосочетание, мальчишки стали бегать за автором и обидно дразнить: «Проце-дура! Проце-дура!».

Но знакомство с газетой, только уже настоящей, районной, имело свое  продолжение. Весь 7-й класс  повели на экскурсию в типографию, где в те годы набирали и печатали «Свет маяков». Вся атмосфера, «колдовская» работа печатников поразили воображение девочки. Ей навсегда запомнились  свинцовые буквы, из которых наборщики составляли будущие тексты, шлейф пахнущих свежей краской газет, выползающих из-под печатного станка. Все это всплывало в памяти каждый раз, когда она брала в руки свежий номер газеты.

Вскоре состоялся и второй опыт сотрудничества с прессой – Рая решила послать свое стихотворение в редакцию всесоюзной детской газеты «Пионерская правда». Сколько же было радости и счастья, когда она получила из Москвы большой красивый конверт с логотипом – ответ с пожеланиями совершенствовать свои знания. Но в письме было главное, Рае написали, что у нее есть способность к поэзии, и это ее вдохновило на новые стихи. Хотя многие она писала, рвала, а потом выбрасывала листки и начинала снова. Настоящий творческий поиск.

- С нашей районной газетой я дружу более полувека и уже не представляю жизни без нее, — говорит Раиса Денисовна. — Лично мне она поднимает настроение, заставляет над чем-то подумать, что-то осмыслить. С удовольствием читаю проникновенные статьи внештатных корреспондентов Р.И.Луценко, Д.М.Гончаровой, В.Я.Любченко. Каждый материал наполнен глубоким смыслом. А стихи Б.Булычева и Е.Юрьевой – сколько в них света и уважения к человеку! Много добрых слов можно сказать о коллективе нашей газеты, в котором работают прекрасные, талантливые журналисты. Всех от души поздравляю с профессиональным праздником и хочу от лица читателей пожелать творческих находок, интересных публикаций и благополучия во всех начинаниях!

Мы уже прощались, а Раиса Денисовна передала стопку исписанных своим каллиграфическим почерком листков – новые зарисовки об учителе-юбиляре и своей выпускнице, ставшей преподавателем Кубанского госуниверситета. И снова точные выводы, интересные умозаключения и столько тепла, что, как дыханием весны, хватит согреться многим.

Все началось с «зорьки»

В 1969 году 3-й класс новокубанской школы №23 вместе со своей учительницей Марией Сергеевной Криворотовой на двух грядках посеяли красные и желтые цветы «зорька». К осени собрали семена в разные пакеты. А на следующий год уже 4-й класс Марии Сергеевны посеял семена из этих пакетов на разных грядках.  И все ждали цветов. Когда же они зацвели, дети ахнули: их цветы оказались пестрыми. На все вопросы ребят учительница отвечала, что секрет они узнают в 5-м классе, на уроках ботаники.

…При изучении темы опыления и оплодотворения на уроках ботаники юные натуралисты поняли, почему у них выросли необычные цветы. Пятый класс в полном составе вступил в кружок юннатов, который делился на секции. В них были опытники, коллекционеры, цветоводы, орнитологи, метеорологи, садоводы, экологи, почвоведы,  «зеленый патруль» и  другие. К 1980 году у нас насчитывалось 217 юннатов по интересам. Все имели удостоверения участников ВДНХ СССР, многих из них на автобусах возили во Всесоюзный институт растениеводства им. Н. И.Вавилова (ВИР), в поселок Ботаника. Здесь юных натуралистов интересовало все –  пробирки с различными семенами из хранилища генофонда, окрашенные семена кукурузы, селекционные растения, опытные делянки. Академик Г.С.Галеев, возглавляющий институт, удивлялся любознательности новокубанских юннатов и приветствовал наше школьное движение.

Самые активные ребята во время летних каникул работали в ВИР – в оранжерее, хранилище семян, на делянках. Мы ездили и ходили на экскурсии в колхозы, на предприятия перерабатывающей промышленности (хлебозавод, пекарни). А на образцовом пришкольном участке весной и летом организовывались уроки передового опыта учителей ботаники школ района, здесь бывали руководители райкома партии, отдела народного образования и сельхозуправления. Приезжал в школу и Герой Социалистического Труда В.Я.Первицкий, и любители-огородники из Армавира.

Однажды к грядке Ирины Кривцовой, на которой росли левкои, лукарии, а рядом сурепка, хрен и капуста, подошла Мария Ивановна Дергунова с вопросом: «Почему так?». Ира тут же в ответ: «Все они одного семейства». Сергей Зайцев основательно рассказывал гостям, почему на початках кукурузы белые мешочки.

Уже тогда многие юннаты определили свой путь в жизни и стали впоследствии агрономами, семеноводами, зоотехниками, полеводами. А вот Ира Кривцова после окончания школы работала лаборантом в отделе кукурузы ВИР и училась заочно в Краснодарском сельхозинституте. Уже замужем, имея двух детей, Ирина стала научным сотрудником. После успешных сортоиспытаний она получила авторское свидетельство на гибриды кукурузы «Виктория МВ» и «Сабантуй».  Так, начав со школьной огородной грядки, Ирина Анатольевна Павленкова стала крупным селекционером, ее статьи печатались в отраслевом журнале. Ее семья живет в том же поселке Ботаника, продолжается работа в институте. Но не забылись и первые грядки на пришкольном участке, и кружок юннатов, и пестрые цветы «зорька».

Хозяйка школьного дома

sinelnikova Нести ответственность за  жизнь и здоровье нескольких сотен детей – это сложно? Думаю, что никто не скажет- легко. Уже двенадцать лет этот груз несет с поистине королевской грацией директор средней школы №1, почетный работник общего образования Российской Федерации Ольга Петровна Синельникова.

Истинная хозяйка школьного дома. Этот дом всегда был для нее родным. Ольга Петровна окончила школу №1 и вернулась сюда работать вожатой. Получила высшее образование по специальности и стала преподавать русский язык и литературу. А потом настало время, когда она возглавила школьный коллектив. С этого момента будто сама школа и все ее «жители» потянулись за своим ярким руководителем. 

Читать далее

История одного учителя

В этом году отмечает свой 80-летний юбилей совершенно особенный человек. Прекрасный педагог, интеллигентная, умная и тонкая женщина – много слов можно сказать, но даже все они не охарактеризуют ее в полной мере. Ее жизнь – часть истории нашего района.

Екатерина Васильевна Персиянова в школе № 1 с первых дней. Приехала на Кубань в 1958 году, а через год стала преподавателем химии и биологии в тогда еще интернате. Здесь она трудилась до 1994 года. В эту же школу пришли учиться дочь и сын Екатерины Васильевны, а потом и внуки.

- Когда-то здесь жили и учились более двухсот человек, — делится с нами воспоминаниями Екатерина Васильевна, перебирая бережно сохраненные фотографии своих учеников и коллег. — Коллектив у нас был очень дружный. Педагогам приходилось одновременно быть и воспитателями этих детей, волею судьбы живущих в интернате без родительского тепла. А ребята платили учителям уважением и старались вести себя дисциплинированно. На ночное дежурство в общежитии оставался всего один учитель, который должен был следить за порядком. И царила полная тишина, никто не хотел нарушать дисциплину. Окончив школу, выпускники приезжали на вечера встречи, как будто возвращались в родной дом. Рассказывали о своей жизни, общались с учителями. Это была одна семья.

Пальцы учительницы перебирают старые черно-белые фотографии. Прически, наряды – сейчас такого уже не носят, далеко убежало то время. В памяти всплывают обрывки событий тех дней, имена, фамилии… Почти всех своих учеников Екатерина Васильевна помнит. Если стерлись имена, сохранились эпизоды школьной жизни. Рассматривает фотографии и о каждом говорит по несколько слов:

- Жанна Зарьян стала деканом факультета иностранных языков Воронежского университета. Тамара Березовская всегда радовала своими успехами в учебе, отличница по заслугам. Гена Батанов непременно держал слово – как скажет, так и сделает. Ваня Санько был настоящим лидером, Женя Шестеркин окончил физмат, а Юра Ушкалов – авиационный. Володя Баутин всегда улыбался…

В день юбилея Екатерину Васильевну поздравили и бывшие ученики, и коллеги, и, конечно, самые родные и близкие. Она заслужила все добрые слова, все уважение, которым ее стараются окружить.

Вторые родители

Профессиональный праздник наших учителей, который отмечали в обновленном дворце культуры, зазвучал в этом году по-новому. Присутствовали в нем краски осени, весомые плоды педагогического труда и признание, благодарность за дар учить, воспитывать, любить  детей, сделать их своими, родными.

Как раз об этом и говорил в своем приветствии, заполнившим большой зал ГДК учителям, глава района Р.Г. Архипов. Счастливым временем Роман Геннадьевич считает свой период работы в управлении образования, общение с педагогами. А учителей глава района назвал самыми главными для ребенка после мам и пап, истинно второй семьей. Высокую оценку виновникам торжества дал и председатель Совета муниципального образования Новокубанский район В.И. Цыганков.

Читать далее

Деловой прием учителей России

Delovoypriem С 3-го по 8-е октября 2010-го года в г. Сочи (Оздоровительно-развлекательном комплексе «АКВАЛОО») Московская Ассоциация предпринимателей совместно с Ассамблеей народов России провела «Деловой Прием учителей России» — всероссийское корпоративное мероприятие, посвященное профессиональному празднику Дня Учителя.

3 октября после долгой дороги на Деловой Прием и размещения в номерах, состоялся вечер знакомств в ресторане отеля.

На следующий день состоялось торжественное заседание, посвященное празднованию Дня Учителя. После презентации лучших образовательных учреждений России гости, участники Делового приема отправились на экскурсию «Вечерний Сочи с ночной прогулкой».

Читать далее

Друг и помощник учеников

Denuchitelya2 Лариса Михайловна Черкашина – учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней  школы № 1.

Вот уже двадцать лет она посвящает свою жизнь маленьким новокубанцам. И на протяжении всего этого времени ее главная цель – воспитать доброго человека. Лариса Михайловна не жалеет сил и времени для своей работы. Всегда с радостью соглашается быть начальником летнего лагеря, несмотря на то что это отнимает свободные дни отпуска. Ученики не забывают ее, даже когда из начальной школы переходят в среднюю.

Читать далее

Ни одной обидной двойки

Жду звонка с урока в средней школе № 3 (которую сама окончила 40 лет назад), чтобы встретиться с Любовью Дмитриевной Инякиной, и думаю. Что значит – любить учителя?

На его уроке у учеников горят глаза. К предмету учителя, которого любишь, готовишься с особым энтузиазмом. Чтобы самому отличиться и его не подвести. Он пользуется безоговорочным авторитетом, поэтому ты готов выполнить любую просьбу, стараешься быть первым в любом почине. И если проходят годы, многие десятилетия, а тебе хочется еще и еще раз произнести дорогое имя-отчество, увидеть или позвонить, написать – то тебе повезло, у тебя был настоящий Учитель. Как у моего 5-10 «А» Мария Афанасьевна Попазова, Римма Васильевна Пензина, Таисия Васильевна Федотова, Мария Ивановна Лобода, Юрий Владимирович Полупанов и Людмила Ивановна Карамнова, Виктор Иванович Скляров и … Можно перечислять и перечислять, их всех мы искренне любили и сейчас помним, каждого.

Читать далее