Архив метки: люди

Врач от Бога

Зинаида Григорьевна Силкина

Зинаида Григорьевна Силкина

Многие мамы с детьми, посетители районной детской поликлиники, каждое утро встречают у регистратуры симпатичную женщину, спешащую легкой походкой в кабинет.

Ответив на утренние приветствия сослуживцев и пациентов, быстро взбежав по лестничному маршу на второй этаж и облачившись в белый халат, она преображается. Куда девается девическая доверчивость и мягкость — ее взгляд сосредоточен, в голосе появились строгие нотки. И вот уже ведет прием ведущий специалист районного здравоохранения, детский невролог Зинаида Григорьевна Силкина.

Наблюдая со стороны, я сравнил ее с пианисткой на международном конкурсе — всецело в работе, забыто все. Есть только она и маленький пациент. Точно выверенные манипуляции с неврологическим молоточком, внимательное изучение снимков, анализов и — диагноз установлен. Медсестра на приеме торопливо записывает назначения врача, фразы лаконичны, емки, убедительны: время дорого, ведь за дверью ждут приема малыши и дети постарше. А впереди полный забот день, консультации больных по отделениям в стационаре. Кроме того, Зинаида Григорьевна – член многих врачебных комиссий в поликлинике и на выездах в районе. И захотелось мне рассказать читателям газеты о жизненном пути этой удивительной женщины.

Уроженка села Сидоровка Романовского района Алтайского края с гордостью поделилась тем, что она землячка В. Шукшина, В. Золотухина, М. Евдокимова, С. Шойгу и других выдающихся людей России. Вспомнила Зинаида Григорьевна уникальную природу Алтая, свою бабушку Василису, деревенскую знахарку, лечившую всех страждущих в сельской глубинке заговорами и травами. Наблюдая, как бабушка облегчала участь больных людей, маленькой Зине хотелось быть на нее похожей. Первым пациентом стал старый плюшевый медведь, которому Зина и ее меньшая сестра Лариса лечили горло, живот, делали уколы из подержанного стеклянного шприца, выпрошенного со слезами у сельского фельдшера.

Повзрослев, Зина помогала матери, Нине Семеновне, которая часто болела, выполнять все назначения врача. В школе учеба давалась легко. Из-за невысокого росточка получила она сельское прозвище «кнопка». При этом была очень шустрая и поэтому лидерствовала в классе. Участвовала в школьной художественной самодеятельности. С патриотическими песнями, что характерно тому периоду времени, выступала с концертами на животноводческих фермах, в мастерских и сельских клубах.

В играх не уступала мальчишкам, в любой ситуации могла постоять за себя. Учительницу русского языка изводил на уроках своим непристойным поведением второгодник. Отличница Зина Лавриненко взялась за перевоспитание нарушителя. Села с ним за одну парту и своим вниманием и настойчивостью осадила буйный нрав соседа. Это был первый удачный психологический тренинг Зины. Она поверила в свои силы и в детских мечтах хотела стать врачом. А бабушка, поддерживая внучкины стремления, постоянно говорила: «Верь, и все у тебя получится».

Поворотным моментом судьбы стали летние каникулы 1974 года, которые вся семья Лавриненко провела у родственников в городе Медногорске, что в Карачаево-Черкесии Ставропольского края. Отец, Григорий Васильевич — шофер со стажем, и мать, Нина Семеновна — дипломированный библиотекарь, решили переехать в полюбившееся им место. Уже в новой школе 9 и 10 классы Зинаида окончила с отличием. И вот: сданы экзамены, и сбылась мечта детства — Зинаида студентка Ставропольского мединститута, факультета «Педиатрия».

Годы студенчества в воспоминаниях Зинаиды Григорьевны занимают особое место. Училась она легко, выручала хорошая память, и помогала любовь к будущей профессии. Ее не страшили препарирования в анатомическом театре, лекции, студенческий быт, субботники на уборке урожая и территории института. Успешно сдав сессию, мчалась в ставший ей родным Медногорск, где ее ждала радость встречи с «пареньком из школьного оркестра» Александром, с которым они встречались с 10 класса. Зина и здесь выделилась, обставив и осадив пыл всех школьных соперниц. Юношеская дружба переросла в любовь, итогом которой была свадьба после окончания 4 курса института в 1980 году. Этому важному событию предшествовала трехлетняя служба Александра на флоте в г.Керчи.

Обладая отменным слухом, Александр освоил профессию военного радиста на боевом корабле. Отличному специалисту, мастеру-радисту, призеру флотских соревнований по радиоделу, предложили остаться в кадрах Краснознаменного Черноморского флота. Так и жила Зинаида, «разрываясь» между Ставрополем и Керчью, где муж получил служебную квартиру. Досрочно сдав сессию, мчалась к мужу в Крым. Старинный город-герой, гора Митридат, Аджимукайские каменоломни, ночные походы, рыбалка рядом с любимым человеком, стали неизгладимыми впечатлениями молодой семьи на всю жизнь.

Много жизненных испытаний выпало за первые пять лет замужества, но она не отступила от своей заветной мечты. И в 1982 году, успешно окончив мед-институт и год интернатуры, Зинаида Григорьевна, мать двоих детей — Никиты и Анны, стала врачом-педиатром детской больницы г. Керчи. Молодой специалист с удвоенной энергией взялась за работу на новом месте. Руководство заметило старания врача, итог – курсы по повышению квалификации в г. Донецке в 1988 году. После учебы она работала детским врачом-неврологом в течение последующих 10 лет.

Перестройка в стране отразилась на семье Силкиных. Александр Николаевич — мичман Российского флота, обладатель правительственных наград, приняв раз и навсегда присягу России, подтвердил свой патриотизм и отказался служить Украине. Итогом было увольнение из флота. И семья Силкиных, по приглашению главного врача района С.В. Спирлиева, оказалась в г. Новокубанске. За прошедшие годы семья обжилась на новом месте. Профессиональные знания и опыт Зинаиды Григорьевны, а также доброжелательное отношение к каждому пациенту получили положительную оценку руководства здравоохранения района, заслуженный авторитет у коллег и благодарных родителей, детям которых врач-невролог помогла на первом этапе жизни.

Врач-педиатр С.Б. Гуляев так характеризует коллегу: «Зинаида Григорьевна — грамотный детский невролог. Она владеет методами современной диагностики заболеваний и использует передовые методики лечения. При этом она еще и коммуникабельный, и эрудированный человек, что немаловажно при общении с пациентами и их родителями. Словом, это настоящий врач от Бога».

Р.Л. Гайдарова говорит: «Квалифицированная врачебная помощь моему сыну, оказанная Зинаидой Григорьевной, помогли Максиму преодолеть недуг. Все новорожденные дети Новокубанска прошли через опытные руки врача-невролога в начальный период жизни, в том числе пятеро моих внуков. И все они выросли крепкими и здоровыми, в чем большая заслуга врача высшей категории З.Г. Силкиной».

Так и идет по Новокубанской земле, взявшись за руки, дружная семья Силкиных. Гордость родителей, сын Никита, имея два высших образования, работает юристом. Дочь Анна после окончания академии — работник краевого управления МВД. Меньшая сестра, Лариса Григорьевна, с которой вместе начинали лечить плющевого мишку, тоже выбрала профессию медика. Она врач-педиатр, по сей день проживает в городе Медногорске. Мама, Нина Семеновна, окружена любовью и заботой.

Седьмого августа у Зинаиды Григорьевны юбилейный день рождения. По этому поводу хочется пожелать ей от всех благодарных жителей Новокубанска, коллег и друзей — здоровья и дальнейшего плодотворного благородного труда в районном здравоохранении.

Ажурные косы от Даши

Даша Доброва во время мастер-класса

Даша Доброва во время мастер-класса

У бывшей девятиклас-сницы Даши Добровой все дни расписаны буквально по минутам. Ее ритм жизни нельзя назвать тихим и размеренным. Каждая неделя этой милой и очень обаятельной девушки наполнена яркими и интересными событиями.

Политический деятель и философ Махатма Ганди сказал: «Хочешь изменить мир – начни с себя». Вот так менять свои будни обычной школьницы начала и Даша. Девушку всегда привлекали увлечения, связанные с творчеством. Именно поэтому она попросила отдать ее в детскую художественную школу. Затем записалась в театральный кружок городского парка культуры и отдыха и вскоре стала постоянным участником всех детских и развлекательных мероприятий. А потом Дарья решила попробовать себя еще и в вокале и попала в клуб «Звездный серпантин» Новокубанского молодежного центра. И уже через несколько месяцев Даша стала выступать в качестве вокалистки.

Все эти новые умения и знания очень пригодились ей в школе. Хотя в первый раз выступать перед одноклас-сниками и другими учениками было страшно. Даша от волнения даже забыла слова песни, но потом смогла успокоиться, и больше таких казусов не возникало.

Но самым любимым занятием стало плетение ажурных и необычных кос. Свои первые шаги на этом поприще парикмахерского искусства она начинала с самых простых косичек. Затем стала учиться более сложному плетению по видеоурокам в Интернете. А на практике полученные знания отрабатывала на младшей сестре. Постепенно Даша стала заплетать оригинальные «колоски», «рыбьи хвосты» и «водопады» своим одноклас-сницам. Так что практически все девочки в классе ходили с необычными косичками. Обращались к Дарье с просьбой красиво заплести волосы и учителя. А с этими просьбами приходила и практика, а плетение со временем стало получаться все лучше и лучше. Сегодня девушка освоила плетение двадцати разновидностей кос и причесок на их основе. Очень нравится ей при работе использовать ленты. Хотя косы с их использованием очень долгое время ей не поддавались. Но потом то, что вначале было самым трудным, стало самым любимым.Ажурные косы от Даши

Даша с радостью готова поделиться своими знаниями с другими. В этом стремлении ее поддержали специалисты Новокубанского молодежного центра, которые теперь включают мастер-классы по плетению кос в программу развлекательных молодежных городских мероприятий. При этом девушка продолжает дальше учиться. Сейчас в ее планах освоить технику по укладке волос в виде цветов. Совсем скоро те новокубанцы, которые уже побывали на занятиях у Даши, смогут научиться этому виду парикмахерского искусства. И кто знает, может, в будущем это непростое и изящное увлечение станет началом профессиональной дороги!

Как восстанавливали станицу

1949 год. Станичники провожают земляков на службу в Советскую армию

1949 год. Станичники провожают земляков на службу в Советскую армию

За период оккупации станичному хозяйству был нанесен огромный ущерб, колхозы и предприятия фактически не работали. При отступлении в конце января 1943 года фашисты сожгли здание бывшего реального училища, ныне – школа по улице Первомайской, в подвалах которой оставалось воинское снаряжение.

В первые дни освобождения в станице прошли митинги и собрания по быстрейшему восстановлению разрушенного. В феврале заработала Советская машино-тракторная станция. К апрелю восстановили райпромкомбмнат, райпищекомбинат, мельницы, пошивочные и сапожные мастерские. Начали издавать районную газету «Советская правда».

Быстро восстанавливалась жизнь, с большим вдохновением и энергией работали в станицах и хуторах Советского района. Трудовую славу завоевала тракторная бригада №5 Советской МТС, где бригадиром был Егор Якимович Железняк. 30 апреля 1944 года постановлением крайкома ВКП(б) и крайисполкома бригаде вручили переходящее Красное знамя и присвоили звание «Фронтовая бригада». 11 августа крайисполком принял постановление о распространении опыта бригады Егора Железняка по всему Краснодарскому краю. Жители станицы Советской работали тогда под лозунгом «Наша победа в тылу – это удар по врагу на фронте!». Более 60 комсомольцев выезжали на восстановление разрушенных фашистами городов Краснодара, Новороссийска, Ростова-на-Дону, Армавира.

Летом 1944 года я и мама пошли работать в первую бригаду колхоза им. Штейнгардта. За курганом было поле станичного аэродрома, а за ним бригадный стан. Женщины серпами жали пшеницу и ячмень, вязали их в снопы. Подростки грузили все на подводы и везли на полевой стан. В бригаде стояла паровая молотилка, снопы бросали в нее. Складывали в скирды солому, убирали и отвозили в станичные амбары зерно. Несколько дней обмолачивали колосья зерновых цепами: молотилка не успевала и часто ломалась.

Дальше зерно очищали ручными веялками и грузили ведрами на автомашины для отправки на элеватор в Армавир. Машины были бортовые, и разгружали их тоже вручную, для этого посылали двоих из молодых. Так трудилась молодежь тех лет – днем на полевой работе, а ночью проводниками на сдаче зерна. Пока ехали в кузове на зерне, спали. И обратно – все равно спали, несмотря на тряску в пустых машинах. Тогда не было асфальта, только ухабистые гравийные или грунтовые дороги. Питались в бригаде, ночевали на полевом стане прямо на соломе под открытым небом.

В станице тогда заборов практически не было. Среди домов и огородов вдоль и поперек шли дорожки-тропинки. У нас они вели к бане Веснинцевых. В баню ходили все соседи, топили ее «по-черному» один раз в неделю – в субботу. Сначала парились мужчины, а затем женщины. Подростки заготавливали дрова и все, что горит. Зимой носили из леса сухостой деревьев, летом — с полей сухую траву «перекати-поле», а осенью – «бодылки» и коренья кукурузы и подсолнечника. Этим же топили зимой печки наших хат.

В центре станицы в деревянном сарае рядом с аптекой тогда стоял дизельный генератор. Обслуживал его дед Шевченко, давал электричество в кинотеатр, Дом культуры и некоторые жилые дома. Вечером Шевченко звал нас к себе. Мы же крутимся около сарая, очень интересно, как заводится его одноцилиндровый мотор. Становились человек шесть вдоль ремня и тянули его, маховик начинал вращаться, цилиндр двигался, а дед стоял с факелом и совал его в камеру сгорания. Мотор чихнет пару раз и заработает: «Чах, чах, чах….». Дедушка включал динамо, и в станице появлялся свет. Работал генератор до 12 часов ночи. Без пяти минут полночь дед моргал лампочками три раза, отключал свет, глушил генератор и шел отдыхать.

На месте, где сейчас Дом культуры по улице Ленина, раньше стоял старый рубленый дом. Это была контора колхоза им. Штейнгардта. Вдоль улицы пристроили длинную комнату со сценой – клуб, где проводили танцы и концерты. Во дворе были конюшни, амбары, плотницкая и столярная мастерские. Ближе к улице Комсомольской стояла деревянная покосившаяся кузница. В ней работали кузнецами Степан Коробов и Алексей Тищенко, а молотобойцем — Николай Коробов, мой одногодок и друг.

В декабре, когда закончили пахоту, трактор, на котором я работал прицепщиком, поставили на ремонт, и я оказался свободным. Председатель колхоза Иван Григорьевич Беседин направил меня в кузницу. С декабря 1945 года я уже работал молотобойцем в паре с Тищенко. Ремонтировали бороны, плуги и брички, подковывали лошадей и делали тяпки к весне. Горны горели весь день, не затухали. Все делали сообща, не за деньги, а на совесть. Коробовы работали на одном горне, а мы с Алексеем на другом. Он подковывал лошадей, а я помогал. Тогда лошади были во всех организациях. Работу в кузнице нормировали – отработал день и гуляй вечер, а нам, молодым, того и нужно было.

Трудными были послевоенные годы, особенно 1947-й. Вместо хлеба ели жмых, была введена карточная система на распределение продуктов питания. Но уже в 1948 году колхозники стали получать на трудодни зерно. И жизнь заметно улучшилась. В то время дружно работали и отдыхали. На уборочной по двое суток и более не приходилось спать вообще, и никто не жаловался на трудную жизнь. Как только выкраивалось несколько часов отдыха, все собирались на полевом стане с балалайкой или мандолиной, пели и веселились. Отдыхали, когда шли дожди. Работы временно прекращали. Старшие уезжали на подводах, а молодые снимали обувь, перебрасывали ее через плечо и босиком, с шутками и прибаутками уходили в станицу. Дома мылись, стирали одежду, а вечером ходили в клуб на танцы или в кино.

В Советском районе и стар, и млад свой отдых проводили в станичном парке, где своими силами построили танцевальную площадку. Разложили, укатали и утрамбовали асфальт, предоставленный сельским Советом. Там же, в парке, устроили две волейбольные и городошные площадки для отдыха и соревнований. Ежедневно после рабочего времени и в выходные дни проводились спортивные игры по волейболу, футболу, городкам. А как стемнеет – все шли на танцплощадку. Музыканты с собственными инструментами – гитара, балалайка, мандолина, скрипка, баян. Садились на скамеечки и по заявкам играли вальсы, танго, фокстроты. Молодежь вокруг танцевала и пела. Таких самодеятельных музыкально-танцевальных групп одновременно в парке было несколько. Естественно, получалось соревнование, чья музыка лучше, там и больше танцевальных пар.

Стало традицией на субботниках и воскресниках очищать территорию парка от мусора и сорняков, разбивать и засаживать аллеи и клумбы, устанавливать лавочки для отдыха. У входа соорудили районную Доску почета. Парк огородили кирпичным ограждением и установили памятники В.И. Ленину и И.В. Сталину. Произвели перезахоронение в одну братскую могилу погибших от рук фашистских захватчиков и установили памятник-обелиск.

Для показа собственной продукции, производимой в хозяйствах района, на станичном стадионе выстроили павильоны районной сельскохозяйственной выставки. Осенью 1949 года здесь состоялся первый День урожая. Советская машинно-тракторная станция показала новейшую отечественную сельхозтехнику и экспериментальные образцы. На площади у павильонов колхозы демонстрировали лучшие выращенные сорта сельхозкультур и продуктивные породы животноводства. Лучших передовиков производства награждали почетными грамотами и ценными подарками. Все были уверены — жизнь наладилась и впереди только светлое будущее.

Дорогие читатели! Ждем и ваших сообщений. Свидетельства очевидцев так нужны потомкам, чтобы они знали историю родного края не по сухим данным учебников. Если бы молодежь Украины читала почаще о том, что пришлось пережить людям в послевоенное время, возможно, сегодня удалось бы избежать кровопролития.

Впереди новые высоты

В.А. Стороженко полюбила наш город

В.А. Стороженко полюбила наш город

Волна беженцев из Юго-Восточной Украины хлынула в нашу страну. Многие планируют стать постоянными гражданами Российской Федерации.

И, конечно, их мучают вопросы и сомнения — как начинать новую жизнь на новом месте, новую карьеру в другом профессиональном коллективе. А ведь 20 лет назад после того, как вместо мощного межнационального государства появилось полтора десятка отдельных стран, в Россию стали возвращаться те, кто считал родными Казахстан, Узбекистан, страны Прибалтики и другие, ранее дружественные, республики. И им здесь приходилось начинать с нуля. Совсем молодым людям проще адаптироваться на новом месте. А вот тем, кто постарше, трудно расставаться с нажитым и начинать все с начала. Очень спасали имевшиеся профессиональные навыки. Новая работа давала и экономическую стабильность семье, и помогала скорейшей социализации в незнакомом месте.

Вот история о человеке, сумевшем после вынужденного переезда успешно применить полученный за предыдущие годы опыт на благо будущего нашего района – в обучении и воспитании детей.

С 1995 года учителем начальных классов в школе №3 работает Валентина Александровна Стороженко. В этом году ее ученики окончили третий класс, и Валентина Александровна не нарадуется на них. А похвалить действительно есть за что. Еще в прошлом учебном году во втором классе определились трое лидеров не только в самом классе, но и среди всех второклашек школы. Они по итогам школьного этапа предметных олимпиад, заняв первые места по четырем предметам, вышли на муниципальный уровень: Никита Волик — по естествознанию и математике, Софья Гавшина – по литературному чтению, Мария Мишутова – по русскому языку.

Валентина Александровна волновалась за учеников не меньше их родителей. Ведь для них это был первый опыт демонстрации своих знаний за пределами привычной школы. Но все ребята оказались настоящими бойцами. И результаты, показанные ими в муниципальном этапе, позволили им всем троим опять же в четырех дисциплинах представлять наш район в зональном этапе! Третьи места Марии Мишутовой по русскому языку и Никиты Волика по математике на столь высоком уровне проверки знаний показали, что у ребят очень большой потенциал. Они подтвердили это еще раз в 2013-2014 учебном году. София Гавшина, с успехом пройдя школьный и муниципальный этапы предметной олимпиады по литературному чтению, стала призером зональной олимпиады. А Никита Волик собрал самый большой «урожай» побед среди третьеклассников района в муниципальном этапе олимпиады, победив в математике и естествознании и став призером по литературному чтению.

С увлечением рассказывая об успехах своих нынешних учеников, о помощи родителей, которую они оказывают своим детям в овладении высотами знаний, об учениках предыдущего выпуска, которые уже стали старшеклассниками, Валентина Александровна даже не упоминает о своем участии в этом процессе. Но ведь победы учеников невозможны без учителя. И есть большое количество примеров, когда очень грамотный человек не умеет передавать свои знания детям. Нужно иметь способности, чтобы быть учителем. А чтобы стать таким учителем, у которого ученики вроде сами собой побеждают в конкурсах и олимпиадах, – нужен талант.

В разговоре с Валентиной Александровной пытаюсь узнать, какими были пути, приведшие ее в педагогику. И оказывается, что учителем начальных классов она могла и не стать. Ведь увлеченная с детства спортом, имеющая первый разряд по волейболу, второй разряд по баскетболу, Валентина Александровна окончила отделение физического воспитания Гроздненского пединститута. Только уехав в начале семидесятых годов с мужем в Узбекистан, уже работая в школе, поняла, что профессия педагога была выбрана ею правильно, но вот направление деятельности – нужно другое. И после окончания Бухарского пед-института она бессменно работает с самыми маленькими школьниками.

После распада Советского Союза семья Стороженко еще некоторое время жила в Узбекистане, как и многие другие, надеясь на стабилизацию ситуации, но все-таки в середине девяностых вынуждены были вернуться в Россию, оставив за спиной все материальное и нематериальное, что было накоплено более чем за 20 лет жизни. При всех вынужденных переездах и сменах места работы, в период экономической нестабильности в стране, ударившей по сотрудникам бюджетной сферы, Валентина Александровна всегда оставалась верна выбранной профессии. И вот уже 43 года изо дня в день она идет туда, где ждут ее два десятка мальчишек и девчонок, которые, как губка, впитывают каждое ее слово. Поэтому все, что она говорит, должно стать ростками будщих прекрасных цветов.

И в период летних каникул Валентина Александровна еще долго не покидает школу, работая воспитателем в оздоровительном лагере с дневным пребыванием. Бегая и прыгая, водя хороводы и готовясь к конкурсам со своими воспитанниками, она продолжает сеять в их умы и души доброе, вечное. Учителем нельзя быть только во время учебного процесса. Учитель – это образ жизни и свойство характера. Валентина Александровна Стороженко – еще один пример этого. А значит, о победах ее учеников мы обязательно услышим еще не раз. Желаем всем новым жителям нашего района таких же успехов на новом месте жительства.

Опираясь на казачьи корни

Опираясь на казачьи корни

В гости к Вячеславу Викторовичу Токареву я попала в день его рождения, когда телефон разрывался от звонков с поздравлениями, а в доме, расположенном на тихой и тенистой улице Пушкина, в станице Советской, многочисленные родственники и друзья, в том числе прибывшие из Ставропольского края, Мурманской области, готовились к застолью.

У калитки Вячеслав Викторович встретил меня словами: «С детства читаю «Свет маяков»!». Мягкий, с легкой улыбкой, он буквально покрывал своим спокойствием суету приготовлений и, только зародившись, она исчезала. Беседовать с Вячеславом Викторовичем можно бесконечно, и каждая затронутая тема тянет на большую статью, поэтому вынуждена сузить свое повествование до минимума.

Вячеслав Викторович Токарев — доктор технических наук, действительный член Международного клуба ученых и Русского географического общества, президент Международного общественного научно-исследовательского движения «Наследие Арктиды», генеральный директор научно-производственного строительного предприятия «Северная Пирамида», расположенного в Санкт-Петербурге и занимающегося, в том числе, реставрацией архитектурных памятников и изданием специализированного журнала «АРДИС: Архитектура. Реставрация. Дизайн. Строительство». Автор книги «В поисках Гипербореи» и бесчисленного множества журнальных научных статей. Геолог-поисковик, открывший не одно месторождение полезных ископаемых, таких, как уран, золото, алмазы. Спортсмен-альпинист и ученый-исследователь древнейших цивилизаций.

В.В. Токарев, исколесивший всю Россию, а во времена СССР и союзные республики, побывавший с исследовательскими экспедициями во многих странах мира, в Гималаях, на Памире и Тибете, самым любимым местом на планете называет то, где находится его родной дом, где с детства знакома каждая тропка, где он помнит, как деревья были намного ниже ростом. Здесь, в станице Советский, он с отличием окончил школу № 10. Еще со школьной скамьи мечтал продолжить семейную традицию — стать как старшие братья, химиком-ядерщиком, но жизненные перипетии привели его в Новочеркасский политех на геофак. Причем пришел он на этот факультет спонтанно. Окончив вуз с красным дипломом, он проработал в профессии почти четверть века.

Одним из многих увлечений В.В. Токарева было исследование корней своего древнего казачьего рода, обосновавшегося в станице Урупской, ныне Советской, еще в 1880 годах. Его прабабушка была долгожительницей и с удовольствием рассказывала все, что знала, любознательному правнуку. А дальше Вячеслав Викторович уже сам проводил розыски информации. Так, по отцовской линии документально подтвержденная родословная углубилась в XI-XII века в домонгольский период к половецким родам. По материнской линии цепочка привела к черкасским казакам, издавна жившим в предгорьях Кавказа. Сейчас В.В. Токарев – полковник Санкт-Петербургского казачьего войска, и парадный мундир всегда ждет в шкафу его дома в родной станице.

Вячеслав Викторович часто бывает в ст. Советской, встречается со школьниками, радуется, что молодежь проявляет интерес к истории. На лекциях, которые он проводит в Армавире, постоянно бывает много слушателей, некоторые присоединяются к многочисленным экспедициям. Вот и в этом году Вячеслав Викторович запланировал экспедиции в августе в Хибины и на Белое море, в октябре — в горный Алтай, в ноябре — в Непал. А в конце года его ждет на очередную встречу Далай-лама, проживающий сейчас в изгнании в Индии. Деятельность В.В. Токарева столь разноплановая и очень интересная, что, я надеюсь, мы еще не раз сможем встретиться с ним на страницах нашей газеты.

Королева красоты

Королева красоты

Нина Петровна Батагова уже на пенсии, заработала звание ветерана труда. С 1977 года, как переехала с Урала, она трудилась в разных подразделениях колхоза им. Ленина: в огородной и полеводческой бригадах; на ферме – телятницей, дояркой.

А с 1994 г. по состоянию здоровья ее перевели сторожем в центральные ремонтные мастерские как бы на «легкий» труд. Только что со своим беспокойным и упорным уральским характером вечно загруженная работой Нина Петровна не смогла спокойно сидеть на проходной.

Постепенно по собственной воле она приняла на себя не входящие в обязанность заботы по наведению порядка (внутри и снаружи) здания ЦРМ, благоустройства территории. И все это она делает с любовью и на совесть: белит, красит, обу-страивает. Трудно посчитать, сколько посадила цветов, коих здесь, наверное, больше полусотни разных сортов и оттенков: пожалуй, ни на одном производственном участке любого хозяйства не увидишь подобных клумб. Половину роз вырастила сама. Красота, да и только! Буквально у всех, кто попадает во двор мастерских, поднимается настроение, улучшается самочувствие и работоспособность. Мужчины в шутку, но с теплотой и уважением называют Нину Петровну «Золушкой».

А я, когда с ней познакомилась, узнала, что говорят и думают окружающие, лично убедилась в правоте этих слов, сразу почему-то вспомнила старый советский фильм «Королева бензоколонки» с великолепной Надеждой Румянцевой в роли умницы-заправщицы. Скажу, что Нина Петровна даже внешне очень похожа на великую актрису – небольшого росточка («пичуга» — по словам великого режиссера М.Ромма) , хрупкая, жизнелюбивая. Скромная – еле-еле уговорила ее сфотографироваться и немножко побеседовать.

Приехала в 1974 г. из г.Перми. Кубань с солнцем и теплом, фруктовыми садами и гостеприимными людьми девушку очаровала. Здесь она встретила суженого, родилось у них четверо детей. Супруга давно нет. Хрупкая женщина вырастила дочек и сына, сейчас у нее уже пятеро внуков. Одна из дочерей и зять тоже трудятся в колхозе. Всех ценят за старание, исполнительность. А недавно осуществилась главная мечта в жизни Нины Петровны – она купила дом! Так что скоро и здесь воплотятся все идеи и задумки, и появится цветущий рай, дай на это ей, Бог, сил и здоровья!

С любовью к детям

С любовью к детям

Успешное овладение в школе черчением возможно только теми учениками, кто имеет хорошее воображение, позволяющее внутренним взором видеть со всех сторон простую гайку, ключ или сложную деталь.

Нынешние компьютерные технологии помогают тем, у кого такой врожденной способности нет – на компьютерном экране можно любой предмет покрутить и рассмотреть. А в начале семидесятых надеялись только на себя. Вот за такие способности и пригласили девятиклассника из школы №3 Александра Щербину преподавать предмет «Черчение» в вечерней школе, ведь сверстник легче сможет объяснить, как научиться пространственному мышлению.

Но, как рассказывает Александр Стефанович, ни пример отца, педагога с почти сорокалетним стажем, ни этот опыт преподавания не изменил его мечты стать строителем. И после школы он поступил в Ростовский строительный институт. Года учебы хватило, чтобы развеялись юношеские идеалистические видения. Александру Стефановичу хватило смелости признаться себе, что он сделал неверный шаг. А ведь на это способны далеко не все – пройдя через утомительную и нервозную процедуру вступительных экзаменов в вуз, обустроив за год быт на новом месте, заведя новых товарищей, многие осторожно предполагают, что лучше уж получить этот не очень привлекательный диплом, а потом решать-использовать его или нет. Ведь эта «синица в руках» уже есть, а поступишь ли в другое учебное – только «журавль в небе».

Александр Стефанович предпочел не осторожничать, а принять радикальное решение и отправился служить в армию. Но вернувшись, он, все еще не желая принять очевидное, предпринял еще одну попытку убедить себя в том, что он «технарь» — поступил в Краснодарский политехнический институт. Потом противиться не стал и, как логическое завершение поиска собственного пути, – окончил в 1976 году Армавирский пед-институт. Получив диплом, позволяющий преподавать черчение и трудовое обучение, придя на работу в школу №1, выбрал для себя второе.

Но непосредственно учить ребят трудиться получилось недолго. Уже в 1980 году его назначили директором школы № 14, а в 1985 году он возглавил родную школу №3. Была еще одна попытка изменить призванию, когда Александр Стефанович согласился возглавить районное управление образования. Но опять года хватило, чтобы понять, что нельзя отрицать очевидное – его место в школе. Здесь он чувствует себя на своем месте. Его стиль руководства помог собрать сильный педагогический коллектив, в котором царит взаимопонимание. С любовью к детямУ каждого сотрудника о человеке и директоре Александре Стефановиче, имеющем звание «Отличник просвещения», награжденным нагрудным знаком «Почетный работник общего образования», который в июле отмечает свой юбилей, есть свои рассказы и случаи, из которых можно было бы составить книгу. Объединяя их слова, приведу только два высказывания.

Тамара Антоновна Будкова, заслуженный учитель России:
— Александра Стефановича я помню еще со школьной скамьи. А потом, когда я исполняла обязанности заместителя директора, он был назначен директором нашей школы. Вместе мы проработали около 20 лет. С ним было приятно работать – энергичный, инициативный руководитель. К решению всех вопросов подходил не только как «хозяйственник», но и как человек творческий. И благодаря этому сочетанию, всегда находил выход из самых сложных ситуаций. В коллективе мы всегда называли его «генератором идей». Он не только сам предлагал что-то сделать, но и всегда с вниманием относился к нашим предложениям. Школа буквально кипела деятельностью.

Чтобы всегда быть в курсе внедряемых новшеств, Александр Стефанович договаривался о посещении членами педколлектива школ края, имевших интересный опыт в различных направлениях деятельности. Увиденное мы всегда обсуждали с коллегами. Что было интересно, полезно и приемлемо для нас, внедряли у себя. Это постоянное знакомство с передовыми технологиями не позволяло появляться застою в нашей работе. Но лично для меня Александр Стефанович раскрылся не только как ученик и коллега. Когда в семье произошла трагедия – умер мой муж, первым, кто пришел на помощь, был именно Александр Стефанович. Он очень внимательный и отзывчивый.

Ирина Васильевна Жигулева, заместитель директора по учебной деятельности:
— С Александром Стефановичем я работаю почти два десятка лет. И мне уже стало казаться, что директора школ все такие, как он. Но, общаясь с коллегами из других учебных заведений, прихожу к выводу, что наш руководитель – уникальный. Это очень трудно в таком сложном организме, как школа, для всех быть сразу всем — надеждой и опорой, «бухтой спокойствия», инициатором различной деятельности, контролером исполнения заданий, оценщиком результатов и выполнять еще массу функций, порой неожиданных, по мере появления проблем и различных нужд.

Нельзя не сказать о такой черте его личности, как умение общаться с любым человеком: от будущего первоклассника до министра образования края. А еще это выражается в умении понимать и прощать, принимать людей такими, какие они есть, доверять коллегам, не надоедать контролем и нравоучениями. А самое главное качество — всепоглощающая любовь к детям, уважение каждого ребенка, независимо от его успехов в учебе и поведения. Такое отношение ко всем, кто находится в школе, позволяет добиваться педагогам и ученикам высоких результатов.

Так, в этом году все наши выпускники сдали экзамены с первого раза, без «двоек». Ученица 11 «А» класса Инна Белякова набрала 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку. Очень высокие результаты показали ученики на экзаменах по химии, биологии, русскому языку, обществознанию. Наша золотая медалистка Галимат Ахмедова заняла первое место в районном рейтинге золотых медалистов, набрав самое большое количество баллов на экзаменах. По итогам учебного года у школы 69 победителей муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, есть победитель международного творческого конкурса, победитель регионального этапа международного литературного конкурса.

Как известно, врачи и учителя наиболее подвержены профессиональному «выгоранию». Но это может быть только подтверждением того, что человек находится не на своем месте, что он ошибся в юности, выбирая профессию. Александр Стефанович пример того, что он поступил правильно, проверив себя в различных специальностях. Так он смог выбрать единственно верный путь. Я от лица всего педагогического коллектива нашей школы хочу поздравить нашего глубокоуважаемого директора с юбилеем и высказать надежду на то, что мы еще много лет будем работать бок о бок.

Мы рады за Лизу

Мы рады за Лизу

Тем приятней была новость о победе Елизаветы Глотовой на 34 краевой выставке-конкурсе творческих работ учащихся детских художественных школ и художественных отделений школ искусств Краснодарского края, что коллектив редакции знал о ее таланте еще  в детстве.

Девочка с раннего возраста проявила интерес к живописи, который с годами перерос в большую настоящую любовь к искусству.

С тягой к прекрасному Лиза окончила музыкальную и художественную школы, принимая участие в различных конкурсах. Диплом I степени министерства культуры Краснодарского края за первое место на выставке присужден Елизавете за работу академического направления в номинации «Живопись» и ее преподавателю – директору Новокубанской детской художественной школы, члену Союза художников России Г.Н.Смирнову. Именно Геннадий Николаевич укрепил в талантливой ученице любовь к прекрасному и полностью раскрыл творческие способности.

Любимое занятие повлияло и на выбор Лизиной будущей профессии, ведь в этом году она успешно окончила общеобразовательную школу и получает аттестат. Остается пожелать ей удачи в самостоятельной жизни, дальнейших творческих побед и девичьего счастья!