Рудольф Штейнгель создал в своем имении «Хуторок» одно из самых передовых в Российской Империи сельскохозяйственное и перерабатывающее производство, оснащенных по последнему слову техники.

Пятого июня исполнилось 180 лет со дня рождения Рудольфа Васильевича Штейнгеля — основателя одного из самых известных капиталистических сельскохозяйственных предприятий Российской Империи, заслужившего всеобщее признание и уважение не только в родном государстве, но и за рубежом.

Сейчас, как и много лет назад, «Хуторок» так же удивляет своими заслугами и успехами. Но имя первого основателя прославленной кубанской экономии навсегда останется в памяти новокубанцев и в истории Новокубанского района, как достойный пример исторического прошлого нашего милого сердцу уголка Кубани.

Пятого июня1841г. в Ревеле (г.Таллин), в семье эстляндского помещика Василия (Вильгельма) Штейнгеля родился 9-й ребенок. Это был сын и назвали его Рудольфом. Всего в семье было 11 детей, но самым знаменитым оказался именно этот.

С самого детства Рудольф увлекался точными науками, и его будущая профессия нуждалась именно в такой точности. Инженер-строитель путей сообщения – так называлась его профессия, полученная после окончания с отличием Санкт-Петербургского привилегированного высшего технического учебного заведения.

Он был не только точен, но и исполнителен, прилежен, ответственен, надежен, внимателен,  рассудителен и по-немецки аккуратен. Эти примерные качества и обеспечили к нему на всю жизнь  доверие, благосклонность и уважение.

В начале карьеры молодой инженер-поручик был направлен служить в Московский округ путей сообщения в должности начальника дистанции, где он занимался только шоссейными дорогами. Но вскоре ему представилась возможность показать свои замечательные способности на строительстве своей первой железной дороги. Это была Московско-Рязанская линия. Он и здесь как всегда был всесторонне профессионален.  В результате последовали новые и новые руководящие назначения на возведение других, не менее важных российских железнодорожных магистралей.

Их было много. Но самой важной оказалась та, которая показала ему Кубанский край со всем его величием и размахом. Именно на строительстве Ростово-Владикавказской железной дороги Рудольф Штейнгель увидел перспективу этих прекрасных мест, раздолье, которому требовался хозяин, и он почувствовал, что здесь его место.

Так и получилось. 11 сентября 1881 года Рудольф Васильевич покупает первый, а в 1882 году второй участок кубанской земли.

Винокуренный завод стал первым перерабатывающим предприятием имения «Хуторок».

Нетерпеливый к проволочкам и затяжным действиям он стремительно начинает строить свое новое детище – имение «Хуторок». Тут же закипела работа по всем статьям. Изначально строится кирпичный завод, чтобы иметь свое строительное сырье. Тут же возводится винокуренный завод, для переработки сельскохозяйственной зерновой продукции. Параллельно развивается, виноградарство, коневодство, садоводство, пчеловодство, лесоразведение. Строятся дороги, водопровод, ремонтные мастерские. Срочно планируются и появляются 5 хуторов, на которых интенсивно растет и преумножается сельское хозяйство в виде овцеводства и растениеводства. Проводится телефонная линия, организуется охрана и пожарная служба.

Не забывает барон и про сердце имения – главную усадьбу. Быстро вырастает добротный хозяйский дом, разбивается парк, насаждается как можно больше деревьев, чтобы укрыть бывшую степь от пыли и дать жителям прохладу. Работники имения насколько можно получают вначале посильное жилье, а затем строятся дома и домики для управляющего персонала и семейных рабочих.

Надо сказать, что затеяв такое грандиозное имощное преображение недавно пустующих земель, барон старается решить вопрос и с рабочей силой. Отовсюду приглашаются и набираются временные и постоянные работники. Для них тоже возводятся бараки, турлучные хаты, землянки.

Но все-равно Рудольф Васильевич понимает, что сразу обеспечить сырьем за год выросший винокуренный завод невозможно. Он и здесь находит выход. Зерно повсеместно скупается в близлежащих селах и предприятие безостановочно выкуривает огромное количество спирта.

И все же Штейнгелю не хватало размаха. Мало для него более 9 тыс десятин плодороднейшей земли! Тогда барон начинает брать в аренду соседские земли. Это имение вдовствующей графини Граббе граничащее с «Хуторком», земли графа П.Е. Коцебу в Отрадо-Ольгинском, арендует пастбища на землях  Кубанского войска в Кавказском предгорье.

В животноводстве барон решает тратить время на выращивание скота. Он идет по наименьшему сопротивлению. Крупный рогатый скот просто скупается и доращивается, а уже комиссионеры с завидной прибылью поставляют его в города и столицы России.

Постепенно некогда бездоходные земли бывших владельцев превращаются при настоящем хозяине Р.В. Штейнгеле в одно из наилучших сельскохозяйственных предприятий России. Простенькое название «Хуторок» все чаще появляется на страницах газет и журналов, ежегодных российских вестников и статистических справочников. Продукция имения демонстрируется на выставках и показах сельскохозяйственных обществ. Его приводят в пример и стараются понять, как за такой короткий срок можно добиться таких высоких результатов и доходов!

Надо сказать, что давно известно, где правильный учет и точность – там и победа. И опять влюбленный в точность Штейнгель побеждает.

В бароновской экономии все расставлено и распределено до мелочей. Начиная с главного управляющего, которому все подчиняются и к которому идут все бумаги и отчеты по хозяйству. Ответственность и руководство далее возлагается на управляющих подразделениями имения. Затем за своей частью работы следят бригадиры, начальники участков, десятники и т.д. Все в имении стремится к последовательности и точности.

Так выглядел первый бароновский дом в имении «Хуторок». Позже он был перестроен сыном Рудольфа Владимиром. До наших дней он, к сожалению, не сохранился. На его месте сегодня находится районная поликлиника.

Между тем прозорливый, но великодушный барон никогда не забывает про своих подопечных. Оплата труда производится постоянно, людям предоставляется бесплатное жилье и частичное питание. Руководители подразделений могут бесплатно пользоваться продуктами производства, за которое несут ответственность. Попасть на работу к Штейнгелю – большая радость.

Нельзя не сказать и о прогрессивном ведении производства и хозяйства в целом штейнгелевской экономии «Хуторок». Везде, где возможно используется гужевой, механический и машинный труд. Развивается лесоразведение. Засаживаются целые питомники саженцев вблизи Кубани, т.к. в имении крайне не хватало этого строительного материала. И тут тоже избирается рациональный путь. Выращиваются только быстрорастущие сорта деревьев.

Время идет – идет и прогресс бароновского детища. Уже не хватает не только табунов, да обыкновенных овец, небольших плантаций почти дикого винограда и простого домашнего вина.

Начинают покупаться для коннозаводства чистокровные скакуны и выводиться рабочие лошади для тяжелого сельскохозяйственного труда.  Разводятся тонкорунные породы овец. Подбираются новые сорта винограда, рассаженные на огромных плантациях, ведется исследование и планомерно развивающееся выделывание нового вида хуторского вина.

Понимая, что для будущего его мечты нужны собственные кадры, барон открывает школу, посылает подростков на обучение в училища, отправляет надежных и ответственных парней за приобретением знаний в столицу. На местах родители обучают детей и на глазах растут семейные династии со своими собственными мастеровыми секретами.

В имении «Хуторок» работало более тысячи человек.

Научные методы в применении для сельской местности Штейнгелю не просто интересны, он использует их в Хуторке там, где только можно. Это и метеостанция, показания которой способствовали изучению местного климата и помогали правильно планировать сельхозработы,  успешно подбирать сорта возделываемых растений и винограда. Это и разработанные им самим ветряные двигатели, используемые для выработки электроэнергии, которой не было в достатке. Это и самостоятельно сконструированные центробежные насосы для воды, используемые в имении. Он любил все прогрессивное, но проверенное и правильное.

Точность – вежливость королей. А он и был король. Его называли «маленьким железнодорожным королем», его можно было назвать и «королем маленького кубанского королевства».

Не стало Рудольфа Васильевича внезапно. В 5 часов утра 20 ноября 1892 года он умер в Киеве от разрыва сердца. Даже трудно представить каких вершин мог бы добиться Штейнгель продолжая всячески совершенствовать и развивать свою кубанскую радость – «Хуторок». Но становится не так грустно, когда вспоминаешь, какого он воспитал наследника для милого сердцу уголка кубанской земли – своего сына Владимира, достойно продолжившего его дело.

Виват, наш «маленький король»!

Ирина Зенцова