24 марта 2021 года на 84 году ушла из жизни Нина Владимировна Коноваленко

Учитель начальных классов – первый учитель для каждого человека, и остается в памяти на всю жизнь. А если он еще и гениальный педагог, ученики тянутся к нему, стараются поддерживать связь в течение всей жизни. Такой была Нина Валентиновна Коноваленко.

Вся ее трудовая жизнь прошла в школе № 4, когда-то села, впоследствии города Новокубанска, где она работала учителем начальных классов с 1956 по 2010 годы. С 1988 по 1994 годы совмещала работу учителя с обязанностью заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Родилась Нина Валентиновна в селе Сосновка Саратовской области. Отец пропал без вести в первые дни Второй мировой войны. Внуки занимаются поисками до сих пор, но безрезультатно. Мама одна воспитывала троих детей. Юное поколение всей страны послевоенного времени росло в бедности и стремилось с ранних лет трудиться, помогало выживать своим семьям.

Нина начала работать подростком еще в школьные годы. На летних каникулах отвозила зерно во время уборки от комбайна на ток подводой запряженной лошадьми. Смена длилась с утра и часов до двадцати трех. Затем надо было доехать до бригады и передать телегу с лошадьми сторожу.

Мама после полевых работ была уже дома (дорога проходила мимо их двора), ждала Нину, выходила на дорогу, предлагала подменить ее. Но Нина считала, что мама устала больше, и всегда сама завершала свою рабочую смену.

В труде формировался человек высокого качества. И все дети семьи: две дочери и сын получили профессиональное образование, создали хорошие семьи, прожили интересную достойную жизнь.

Сестра работала инженером на космодроме Байконур. Брат жил и работал в столице соседней республики Киргизии — городе Фрунзе (ныне Бишкек).

Нина Валентиновна по окончанию Аркадакского педагогического училища была направлена на работу, на Кубань в город Армавир, но там оказалось, что школы были полностью укомплектованы учителями начальных классов и ее направили в школу № 4 Новокубанского района временно подменить педагога, ушедшего в декретный отпуск.

Молодая, высокая, красивая девушка с саратовским говорком, с легкой хрипотцой в голосе, стала привлекательной, интересной для детей и взрослых.

Вскоре проявила незаурядные педагогические способности. Она никогда не повышала голос, но каждое ее слово срабатывало как гипноз.

В советское время, в праздники для выезда в центр на демонстрацию, дети классами с учителем собирались на площади в КубНИИТиМе в ожидании автобуса. Были слышны крики классных руководителей и только Нину Валентиновну не слышно, вокруг нее дети, как «у наседки». С материнской заботой она сопровождала своих учеников до окончания школы и по жизни.

Оказавшись на пенсии, Нина Валентиновна постоянно была востребована, как педагог занималась с дошколятами, готовя их для успешной учебы в школе, и только пандемия коронавируса заставила отказаться от любимой работы.

Нина Валентиновна обучала на дому 5 детей с ограниченными возможностями, помогая им социализироваться в жизни общества.

Важно представить, насколько необходимо научиться читать, считать, рисовать человеку, который не может самостоятельно двигаться. По завершению занятий дети не хотели расставаться с ней.

Как-то, общаясь с детьми во дворе моего многоквартирного дома, я попросила рассказать стихи, кто-то рассказывал, кто-то молчал, а один мальчик рассказал длинное стихотворение. Похвалив его, я сказала, что люблю стихи и продекламировала: «Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат…» (из творчества С. Орлова). Дети слушали сидя, а он встал и слушал стоя, вытянувшись по-солдатски. В то время с ним занималась Нина Валентиновна. И я подумала, что она не только учит, но и воспитывает детей  вместе с родителями.

Замуж вышла в молодом возрасте в 19 лет, но выбор был правильным. В семье с мужем и свекровью жили дружно, как говорят в народе: «Пришлись ко двору». Вырастили двух детей сына и дочь. На свет появились четыре внука и шесть правнуков.

Так случилось, что и мне помогали – нянчили мою маленькую дочь. Меня из отпуска по уходу за ребенком отозвали на работу, пообещали повышения зарплаты на 35 рублей и должность руководителя сектора. Не выйдешь, останешься рядовым специалистом с окладом 100 рублей. А мы-то всегда жили бедно. Согласилась.

Их семья так же нуждалась в деньгах. Сестра мужа поступила в Московский институт управления на очное отделение. С ней в Москве жил ребенок школьного возраста. На стипендию не проживешь, хотя она и подрабатывала уборщицей, но материальная помощь была необходима.

Свекровь Нина Федоровна болела гипертонией, когда повышалось давление, нянчил внук второклассник до обеда, а бабушка лежа давала команды будущему полковнику. В такие дни Нина Валентиновна нянчила вторую половину дня. Ребенок шел к ним с радостью. Заходим в квартиру, в конце коридора над дверью портрет Кости, моя дочь улыбается, показывает пальчиком и произносит: «Кося».

Если опаздывала на работу, бабушка к моему дому придет, заберет. Даже пеленки стирала, грязные никогда не возвращали.

Когда пришлось в ясли отдать, не хотела идти, кричала всю дорогу, и сейчас старожилы нам напоминают. А мы с семьей Коноваленко оставались близкими людьми всю жизнь.

В своей семье Нина Валентиновна со Львом Алексеевичем детей воспитали трудолюбивыми. В семье есть военные, инженеры, учителя, врачи, ветеринары, музыкальные и другие работники, а главное хорошие люди и всеми она гордилась. Только один недостаток – нет расширенного воспроизводства хороших людей, а демография России в этом нуждается.

Она с мужем до последних дней заботились, и в своей квартире досмотрели обеих матерей. И сама Нина Валентиновна была окружена заботой и вниманием детей и внуков.

По жизни она была с активной гражданской позицией. Избиралась депутатом Хуторского поселкового Совета. Вся трудовая жизнь прошла в одной школе. Каждое начало учебного года двойной праздник — родилась третьего сентября.

В трудовой книжке несколько вкладышей с многочисленными благодарностями и грамотами. Имеет пять правительственных наград и, пожалуй, самые почетные: «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель школы РСФСР».

В данном случае уместны слова Андрея Дементьева:

 

«Не смейте забывать учителей,

Пусть будет жизнь достойна их усилий,

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей».

 

И сейчас уже нет с нами Нины Валентиновны, но таких учителей не забывают.

 

 

Мария Ласько