Противный новый вредитель сельскохозяйственных культур клоп мраморный пришелся по вкусу богомолам. И это здорово. Сегодня я увидел, как богомол  с удовольствием пожирает эту заразу, забравшуюся к нам в дом на зимовку.

 

Почему я так радуюсь? Дело в том, что клоп мраморный — новый карантинный  ну очень противный вредитель, который портит урожай практически всех фруктов, овощей, ягод и даже фундука.

Появился он у нас на Кубани лет 6-8 назад и успел напугать садоводов и огородников. Сильней всего от него страдают районы с более теплым климатом – на черноморском побережье, в горных и предгорных районах. Достается и территориям, расположенным севернее.

От доморощенных клопов он отличается большим размером, а значит и большей прожорливостью и способностью давать многочисленное потомство 3-4 раза в год.

У себя в саду-огороде я заметил, что больше всего он налегает на абрикосы и персики, помидоры и малину, фундук и инжир.

К счастью, препараты, которые применяются против обычных наших вредителей, истребляют и клопа мраморного. Но теперь приходится продлять сроки обработки, делать их чаще. А самое неприятное, что этот клоп нападает на те культуры, которые до этого не требовали защиты – фундук и инжир.

Больше всего огорчала информация, что у клопа мраморного на нашей территории нет естественных врагов. Из-за его способности выделять вонючие отпугивающие вещества, птицы его не клюют, животные и хищные насекомые не едят.

Одна была надежда на богомолов. Хотя я сомневался в их способности съедать клопов мраморных. Уж больно они вонючие. И тут вдруг такая удача.

Обнаружить эту способность самого экологически чистого инсектицида (это я про богомола так говорю) позволила чистая случайность.

Неделю назад у нас было непривычно для этого времени года холодно. А самки богомолов видно еще не все успели отложить свои яйца – оотеки.

На столе в летней кухне, которая находится у нас на половину под открытым небом,  где я обычно сушу различные фрукты, поселилась богомолиха. Фрукты привлекают насекомых, а это ей и надо. Плюс в этом месте она недоступна нашим котам, которые с удовольствием пожирают зазевавшихся богомолов.

Было забавно наблюдать, как богомолиха пряталась за склянками и оттуда охотилась за мухами и пауками.

Но видно холод сыграл с ней злую шутку. Однажды вечером я обнаружил ее, лежащей без движения на столе.

— Ну все, – думаю, — замерзла и померла, не оставив потомство.

Хотел было убрать ее со стола, но не тут-то было. Она тут же вцепилась своими когтистыми лапами в мой палец.

— Ага, живая! Тогда будем ее спасать.

Отнес ее в теплый дом и посадил охотиться на домашние цветы, стоящие на подоконнике.

Богомолиха быстро ожила и принялась за дело. Вначале она прошерстила все заначки пауков и слопала их вместе с пауками.

А сегодня день был жаркий, и кто-то днем открыл форточку проветрить комнату. Этим воспользовались клопы мраморные, которые сейчас ищут место для зимовки и лезут во все щели. А тут целая открытая форточка…

Захожу я вечером в эту комнату и вижу, что клопы ползают по цветам и подоконнику. Что за безобразие! А где же богомолиха? Ха! А она сидела возле открытой форточки и лопала клопа мраморного. Вот же ж умница!

Так что у наших садоводов теперь есть надежда, что в истреблении клопов мраморных нам  будут помогать и богомолы!

 

Сергей Шептун. Фото автора.