О чем может рассказать обелиск в селе Камышеваха?
Далеко не каждый населенный пункт Новокубанского района может похвастаться известными туристическими достопримечательностями. Тем не менее, в каждом поселении, селе или хуторе есть своя изюминка. Будь это или красоты окружающей природы или памятные места с интересной историей. Наверняка они будут интересны не только людям, которые здесь родились и выросли.
МЕСТНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Возьмем, к примеру, село Камышеваха, расположенное в Ляпинском поселении на самой границе со Ставропольским краем. На семь километров протянулось оно вдоль степной речки.
Бескрайние поля, через которые как ожерелье проходит цепь прудов, нанизанная на речушку Малую Камышеваху, берега которой теряются в камышах. А вокруг ухоженные квадраты полей, холмы и курганы, фермерские усадьбы. Тишина и сельская идиллия.
Историю своего родного села нам рассказал старожил, местный фермер, атаман Ляпинского хуторского общества и депутат Совета Ляпинского поселения Василий Гаврилович Рябов:
— Село Камышеваха основали казаки станиц Прочноокопской и Каменобродской. В 1835 году здесь на Баховке был обустроен камышевахский казачий пост. Отсюда начиналось село Камышеваха.
До сих пор остались в народной памяти старинные названия, связанные с основателями села. Взять Шишикины ямы, которые расположены на самой границе со Ставропольем. От них когда-то и начиналась Камышеваха. Они происходят от фамилии каменобродского казака сотника Шишова. Ему здесь достался самый крайний земельный надел. Чем ниже стояла первая буква фамилии в алфавите, тем дальше от станицы давалась земля.
Семья казака уезжала из станицы с весны возделывать свою землю. Для своего житья-бытья они вырыли здесь землянки, где проводили весь сельскохозяйственный год и только осенью возвращались домой. От землянок тех остались ямы да неровности.
В селе Камышеваха было четыре колхоза, двенадцать тысяч гектаров пахотной земли, три школы и четыреста учеников.
На Баховке располагался колхоз «Красный герой». Здесь еще стоит дом первого его председателя Ивана Герасимовича Сулимова. Он знаменит тем, что его в 1934 году на волах притащили из станицы Каменнобродской. Сегодня этот дом заброшен и разрушается на глазах. Время не пощадило его. Нет ни окон, ни дверей. Но сохранилась железная крыша и большая русская печь. Вокруг вырос настоящий лес.
В таком же плачевном состоянии находится и добротный дом первого председателя укрупненного колхоза «Путь коммунизма» Ивана Афанасьевича Сивцова, который возглавил новое хозяйство в 1952 году. Потом четыре колхоза объединили в один.
На территории села расположены три памятника героям Великой Отечественной войны. Это братские могилы наших солдат, которые погибли здесь в основном во время отступления в августе 1942 года. В то время оставшиеся здесь женщины, как могли, похоронили погибших. А после освобождения села в январе 1943 года было произведено перезахоронение.
Так как в селе было несколько колхозов, каждый сделал перезахоронение могил, расположенных на своей территории. Поэтому получилось три братских могилы.
Имена погибших здесь солдат почти неизвестны. Не у каждого из них в одежде были найдены такие данные. Поэтому на памятниках высечены имена жителей села Камышеваха, погибших на фронтах войны.
Эти памятники местные жители поддерживают в хорошем состоянии. Сделали вокруг них оградки. Работники культуры и активисты красят и белят их, пропалывают сорняки, косят траву.
СТО ЛЕТ НАЗАД – ТРАГЕДИЯ В КАМЫШЕВАХЕ
Среди обелисков есть еще один — четвертый, который установлен в память о событиях столетней давности. Информацию об этом собрала краевед Ирина Зенцова, опираясь на статью учителя камышевахской начальной школы № 64. Г.Ф. Сидорова, которая была напечатана в газете «Свет маяков» 24 декабря 1966 года.
Со слов старожилов и из старых карт видно, что село Камышеваха до Великого Октября имел два территориальных деления земельных участков – прочноокопские земли, владельцами которых были офицеры царской армии, священники, жившие в станице, и баховские земли, также принадлежавшие офицерам, священникам, которые жили в станице Каменнобродской.
Представители станицы Баховской приехали в станицу Каменнобродскую Ставропольского края, где подкупили земельного устроителя, и он им отвел земли рядом с прочноокопцами. Вот эти баховские земли и отдали при Советской власти безземельным крестьянам.
Среди безземельных крестьян, живших в станице Каменнобродской, начались разговоры о выходе семьями на отведенные им земли. Вскоре была проведена сходка, на которой решили организовать коммуну «Красный герой». В 1921 году 43 семьи выехали из станицы Каменнобродской и поселились в восточной части Камышевахи. По приезде на место председателем коммуны выбрали А.В. Кагдина.
Началось строительство жилых и хозяйственных построек. На первых порах делали наспех землянки, балаганы, так как было холодно, а главное – коммунаров подгоняли весенние полевые работы. Люди работали день и ночь. К марту все было готово.
— Выдался теплый день, — вспоминают ныне здравствующие бывшие коммунары Г.Н. и С.Н. Коржовы, Ф.Н. Третьякова, С.Г. Москалев, С.Ф. Горбачева, Д.А. Авдощенко, — все, как один, в том числе и дети, вышли в поле для проведения первой коммунистической борозды. Состоялся короткий митинг. Люди радовались своему счастью.
В то время, как коммунары стали строить новую жизнь, местные богатеи с обрезами в руках рыскали вокруг коммуны и разными путями старались тормозить строительство. То поджигали постройки, то уводили животных, угрожая коммунистам расправой.
Руководители коммуны организовали самооборону, членами которой были все коммунары. Командиром отряда самообороны был Гордей Пахомович Хлынин. В поле выезжали с оружием в руках и вели дозорную службу. Часто случались перестрелки. Бандиты угрожали стереть с лица земли коммуну.
Руководители коммуны поручили командиру отряда самообороны организовать курсы по научению оружия и стрельбе. Такое решение нужно было, так как часто отряд, по указанию штаба обороны, который находился в станице Каменнобродской, выезжал для разгрома банд в степях Ставропольщины и на территории коммуны. После ухода самооборонцев в коммуне остались только дети, женщины и старики.
Коммуна с каждым днем крепла. Уже построили дома для коммунаров, клуб, детские ясли, столовую, где отпускались обеды бесплатно. Была создана художественная самодеятельность.
Коммунары первыми получили из Армавира трактор «Фордзон». Люди ликовали в ожидании рокота невиданной «огненной» машины. Настал, наконец, долгожданный день. Вышли встречать трактор со знаменами — и стар и мал. Вот из-за поворота выезжает «чудо». Кто с удивлением, кто с испугом, кто с радостью смотрели на трактор. Гул мотора, скрежет металла смешались с криками «Ура!». Вслед за трактором бежали и плакали люди.
На другой день в коммуну съехались крестьяне станиц Григорополисской, Воскресенской, Каменнобродской и близлежащих хуторов. Собравшиеся с удивлением смотрели на «живую машину». Каждый не раз обошел ее, потрогал руками и ждал, когда «сама тронется».
Из правления коммунаров шел молодой, широкоплечий паренек в сопровождении председателя коммуны товарища Кагдина. Это был тракторист Павел Тихомиров. Раздалось мощное «Ура!». Трактор, украшенный цветами, лозунгами, направился делать первую борозду, а за ним шли люди.
К концу 1921 года коммуна окончательно окрепла. Вместо землянок и балаганов красовались добротные дома, конюшни, клуб, ясли, столовая. А враги не унимались. Угрозы все чаще доносились до коммунаров. В ответ на это коммунары все теснее сплачивались. Основной костяк самооборонцев в количестве 20 человек, вооруженный винтовками, гранатами, клинками, часто выезжал для борьбы с бандитизмом. И вот в один из таких дней нагрянула беда.
Трагедия случилась в воскресенье, 14 октября 1921 года, на заре, когда женщины выходили из коммунарских домов для дойки общественного скота, старики управлялись по хозяйству, дети мирно спали в своих кроватках. На горизонте были замечены конные всадники, вооруженные обрезами, шашками – до 100 человек.
Сигнал был дан дозорными вовремя. По команде была организована оборона. Коммунары видели, что силы слишком неравные, да притом еще отсутствует основной костяк самооборонцев. И все же бой был принят.
Бандиты на всем скаку, с диким ревом устремились к постройкам. Раздались первые выстрелы. Коммунарам удалось «снять» с коней несколько всадников. Получилось замешательство среди бандитов. Они спешились. Короткими перебежками с выстрелами и криками все ближе подползали бандиты к домам. Появились первые раненные среди коммунаров. Перестрелка то усиливалась, то слабела. Потом наступила тишина.
А через некоторое время из-за горы на всем галопе, с расстегнутыми бурками, сверкая клинками в воздухе, с диким пьяным криком головорезы ворвались на территорию коммуны. Первыми смертью храбрых пал коммунар Мирон Иванович Горбачев, изрубленный клинками.
Бандиты стали рыскать по дворам, домам, сеновалам, находя и вытаскивая коммунаров. Детей и молодежь сгоняли в амбар. Так погиб герой-коммунист Иван Родионович Колесниченко.
Еще пуще расходились бандиты. Начался грабеж. Устраивались пытки. Этим пыткам подвергся Родион Колесниченко, сына которого на его глазах казнили шашками. Бандиты требовали от него выдачи коммунарских денег и ценностей. Они затянули веревку на его шее и держа за ее концы, разошлись в разные стороны. Стойкий коммунар молчал.
— Он не сказал ни слова, — вспоминает очевидец Стефан Григорьевич Москалев. – Бандиты били его ногами, плетьми, угрожали смертью. Но он молчал, а когда терял сознание, его обливали водой, поднимали на ноги, и снова продолжалось избиение. Видя, что им не добиться своего, один из бандитов крикнул: «Алеша!». Подбежал подросток лет 12-13 с карабином и клинком. Я своими глазами видел и своими ушами слышал, как этот гаденыш снял со своего плеча карабин и крикнул: «Отвернись, сейчас убью». Родион Колесниченко стоял, расставив шире свои ноги, сжал в кулаки свои руки и в упор смотрел на убийцу. Мерзавец крикнул еще и стал бить героя прикладом в грудь. Вокруг стояли головорезы и нагло смеялись, обливая руганью стойкого коммунара.
Собрался последними силами Родион, поднял выше свою голову, глубоко вздохнул и громко сказал свои первые и последние слова: «Ну, гады, кара и вам придет сегодня. Скоро вернутся наши».
Подросток поднял карабин и выстрелил, затем по совету бандитов стал рубить тело героя…
— Как сейчас вижу перед собой образ молодой, светлой девушки Тани Кальковой, — продолжает разговор София Федоровна Горбачева, — ее вывезли во двор и стали над ней издеваться: бить плетьми, колоть штыками. Она стояла, истекая кровью. Сильный удар прикладом в грудь свалил ее на землю. Начали бить ее ногами. На помощь Тане кинулся Михаил Кагодин, прикрыв своим телом патриотку. Озверевшие бандиты тут же застрелили юношу.
Потом подвели к тачанке стариков коммунаров Емельяна Криченко, Семена Дубикова, Семена Медведева, надели на обреченных хомуты, уздечки и приказали взять удила в зубы. Люди тащили непосильный груз, падали. Их поднимали ударами. Натешившись над стариками, бандиты сошли с тачанки и приказали им самим снять хомуты, уздечки и вожжи.
Семен Дубиков не выполнил приказание. Он лежал на земле. Бандиты размозжили ему голову. А остальных – Криченко и Медведева – порубили шашками.
Догнали палачей подоспевшие оборонцы под станицей Николаевской, на переправе через реку Кубань. Зажали их с двух сторон: с одной – самооборонцы, а с другой — армавирские войска. И сбылись слова старого коммунара Родиона Колесниченко.
Эти рассказы бывших коммунаров слушали на заседании юных следопытов учащиеся начальной школы № 64 села Камышеваха. И там высказали свое мнение – обратиться в районные организации с просьбой воздвигнуть памятник героям коммунарам. И каждый из нас подумал: «Да, этого они заслуживают!».
Список Коммунаров коммуны «Красный герой» зверски казненных 14 октября 1921 года на территории хутора Баховского (Камышеваха) бандитами:
Кириченко Емельян Пантелеевич — 65 лет.
Дубиков Семен Петрович — 68 лет.
Медведев Семен Никитович — 63 года.
Надели на этих обреченных лошадиные хомуты, уздечки и заставили везти их — бандитов в гору, погоняя обреченных кнутами и палками. Когда коммунары Кириченко и Медведев упали, их изрубили шашками, а Дубикову размозжили голову флягой с какой-то жидкостью.
Трофимов Василий Матвеевич — 38 лет.
Нашли его в русской печи и там же закололи штыками. Вытащили уже мертвым. Во дворе отрубили ему голову шашкой.
Кагодин Михаил Яковлевич — 17 лет.
Бандиты издевались над девушкой, а он решил заступиться. Бандиты сбили его с ног прикладом, а затем застрелили.
Колесниченко Родион Николаевич – 43 года.
За невыдачу коммунарских ценностей ему срубили голову шашкой.
Колесниченко Иван Родионович – 16 лет. Погиб — не подчинился бандитам идти в амбар.
Горбачев Мирон Иванович — 32 года.
Он был в дозоре и застрелил двух бандитов, но не успел укрыться от бандитов. Его догнали верховые бандиты и изрубили шашками.
Медведев Тимофей Семенович –27 лет. Принял смерть, как и его отец – как герой.
Списки собраны учителем Сидоровым Григорием Филипповичем.
ПЛАМЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ – КТО И ПОЧКМУ НАПАЛ НА КОММУНАРОВ?
Описанная история о нападении на коммуну села Камышеваха и гибели коммунаров вызывает немало вопросов. Октябрь 1921 года – военные события Гражданской войны уже позади, «белые» разбиты и бежали из Советской России. Крупные восстания казаков против советской власти тоже разгромлены. Что же это были за события? Чем они были вызваны? Попробуем разобраться.

ак сегодня выглядит обелиск в память о погибших коммунарах села Камышеваха (справа). Слева находится братская могила времен Великой Отечественной войны. А памятники жителям села Камышеваха, погибшим в годы Гражданской войны и во время голода 1932-1933 годов от рук новой советской власти, так и не появились (фото автора).
Ответ на эти вопросы можно найти в трудах кубанских историков А.В. Баранова, Ю.А. Яхутля, В.В. Касьянова, И.М. Фединой, которые описывают и анализируют повстанческие движения в казачьих областях юга России в 1920-1924 годах. И хотя в их исторических исследованиях непосредственно село Камышеваха не упоминается, но дается немало любопытной информации о событиях тех лет в этих районах Кубани и Ставрополья.
Почему «белоказаки» расправились с коммунарами? Обратимся непосредственно к статье про гибель коммунаров из Камышевахи. Написанная в советское время, она показывает лишь одну строну медали, рисуя однозначную картину, где коммунары – это жертвы, а напавшая банда «белобандитов» – преступники. Так ли было на самом деле?
Почему отряд «белобандитов» шел именно на Камышеваху? Хотя их маршрут к селу пролегал с левого берега реки Кубань от переправы в районе станицы Николаевской через множество населенных пунктов: хутор Серединский, станицу Косякинскую, хутор Горькую балку. А в то время эти земли были гораздо более многолюдными, и хуторов здесь было намного больше, чем сейчас. Если это были просто грабители, почему они не напали на них?
Значит, отряд шел целенаправленно в Камышеваху. Почему? Просто потому, что там была ненавистная советская коммуна, основанная безземельными иногородними жителями Каменнобродской? Или это были те казаки из станицы Каменнобродской, у которых коммунары попросту украли их землю? А после Гражданской войны они скрывались в закубанских лесах, но о своих обидчиках помнили.
Несмотря на то, что в статье говорится, что земля в Баховке принадлежала лишь офицерам и священникам, на самом деле она выделялась всем, состоявшим в казачьем сословии по числу душ мужского пола. Об этом еще помнят старожилы с. Камышеваха. Современным людям сложно понять, что чувствовал казак, когда его лишали даже не самого роскошного, но с детства родного надела земли, где каждый куст, дерево хранило тепло рук его отца и деда, где каждый бугорок, кочка были знаком с детства, где каждый ручеёк мог, утолить жажду сына и внука.
В кровавом хаосе прошедшей Гражданской войны эти грабежи со стороны представителей новой советской власти в отношении казаков часто сопровождались насилием и убийствами.
Примечателен в этой связи и момент, когда право убить одного из коммунаров «белобандиты» предоставляют подростку, которого в статье именуют «мерзавцем». И тут возникает вопрос: а эти коммунары в свое время не расправились ли с отцом этого мальчика, оставив его сиротой? Не месть ли это за былые деяния коммунаров?
А сообщение в статье о прибытии в коммуну трактора Фордзон – история уже из другого времени, но не 1921 года. Дело в том, что эти американские трактора стали завозить в СССР с 1922 года, а выпускать на заводе Красный Путиловец лишь с 1924 года. Но вернемся к событиям Гражданской войны.
— Почему война затянулась в основных зерновых и окраинных регионах России до 1922 года, а в ряде местностей (Кубань, Терек) — до осени 1924 года? – Задается вопросом историк А. В. Баранов в своем исследовании «Повстанческое движение «бело-зеленых» в казачьих областях юга России (1920-1924 годы)». — Основная причина — непомерное ужесточение политики «военного коммунизма» после установления контроля над всей страной, усугубленное незнанием специфики зажиточных регионов и нежеланием учитывать ее.
Плановые задания продразверстки истощали сельское хозяйство края, вызывали сплочение хлеборобов против власти. Доклад члена коллегии ВЧК М.И. Лациса и отчет особоуполномоченного ВЧК К.И. Ландера (декабрь 1920 года) свидетельствуют о создании военного режима на Кубани и Дону. Области были поделены на сектора, секции и подсекции. В каждой действовали «специальные тройки» представителей ВЧК по разоружению казаков и выявлению «врагов Советской власти». Тройки имели право вершить казнь без суда.
Недовольство земледельцев нарастало как лавина. Россия подошла зимой 1920-21 годов к грани полномасштабной войны между государством и крестьянством, разочарованном в системе правления. Оперативное управление штаба войск внутренней службы РСФСР к началу 1921 года содержало на учете 71 248 повстанцев, из них 19 640 — на Северном Кавказе.
Первые признаки ухудшения ситуации на Северном Кавказе отмечались в октябре-ноябре 1920 года из-за невыполнимой разверстки и репрессий. Возникли повстанческие отряды.
Показатель остроты кризиса — массовое дезертирство из Красной армии, которая была преимущественно крестьянской по составу. Тревожные вести от родственников о разорительной разверстке, необеспеченность существования сделали многие воинские части ненадежными. Бежавшие солдаты часто присоединялись к восставшим.
По мнению большевиков, весной 1921 года на Кубани и Тереке «формировались целые повстанческие армии из сохранившихся бандитских кадров».
КТО ВОССТАЛ В КАМЕННОБРОДСКОЙ?
Восстали и казаки станицы Каменнобродской, чьи наделы были конфискованы в селе Камышеваха. Известно, что летом-осенью 1920 года здесь действовал отряд Живцова численностью 1500 человек при двух орудиях. Об этом сообщается в работе И.М. Фединой «Бело-зеленое движение на Кубани».
А вот какую информацию о восставших казаках станицы Каменнобродской собрал Петр Федосов, первый атаман казаков Ставрополья, председатель краевой организации по изучению истории, традиций, культуры, быта кавказского линейного казачества «Станица», опубликованную в газете «Аргументы и факты. Ставрополь» № 38, 17 сентября 2014 года:
– В тяжелом положении оказались станицы, находящиеся недалеко от Ставрополя: Новомарьевская, Филимоновская, Рождественская, Каменнобродская, Сенгилеевская, Новотроицкая и другие. Многие казаки ушли в Татарский и Русский леса. Был создан большой повстанческий отряд, которым руководил есаул из станицы Новомарьевской Василий Беззубов. К повстанцам стали примыкать казаки, прибывшие после предательского бегства руководства Кубанской армии с берегов Черного моря 20 апреля 1920 года.
К сожалению, о восстании казаков в станицах Новомарьевской, Рождественской, Каменнобродской, Сенгилеевской, Филимоновской и других, да и вообще о так называемом бело-зеленом движении в начале 20-х годов ХХ столетия в лесах вблизи Ставрополя знают немногие жители станиц и краевого центра. В СМИ тех лет казаков-повстанцев называли бандитами, однако в «Информационной сводке» Ставропольского ГубЧК с 1-го по 15 октября 1921 года говорится: «…повстанческий отряд Беззубова имел четко определенную политическую окраску – врангелевцы».
Весной 1921 года в Баталпашинском и Лабинском отделах наибольшую активность проявляла 1-я Кубанская повстанческая армия Серебрякова.
К середине мая 16-я кавдивизия Красной армии нанесла поражение основным силам Серебрякова вблизи Невинномысской и вытеснила плохо вооруженных мятежников в горы.
Кто именно совершил рейд на Камышеваху – казаки из разбитой армии Серебрякова или повстанческий отряд Беззубова – неизвестно. Но в их числе наверняка были каменнобродцы.
Как расправлялись с восставшими казаками на примере станицы Григорополисской
Все эти восстания казаков подавлялись советской властью самым жестоким образом. Свидетельств о том, как это происходило именно в станице Каменомостской, найти не удалось.
Но есть документ с описанием такой расправы летом 1920 года в станице Григорополисской, которая располагается не так далеко от Каменомостской. Это «доклад» Еременко — председателя ревкома станицы Григорополисской, который хранится в архивном отделе муниципального образования города Армавир (АОМОА) Ф-475, О-1, Д-272. Л-84. Его копию мне прислал историк-краевед из станицы Бесскорбной Владимир Казанков. Приведем из него красноречивое описание:
— Когда вступили в станицу красные войска и карательный отряд, состоящий из матросов в количестве 150 человек, который тот час же принял меры к ликвидации бандитов, которые выступили с оружием в руках против советской власти и Красной армии.
В период двух дней, то есть 21 и 22 июля было расстреляно 80 человек, а 23 расстреляно 8 человек, итого 88 человек. И на митинге человек 12. Всего 100 человек расстреляно и 150 человек сидят в заложниках, судьбу которых выяснить не могу.
Кроме того 21 был митинг, где участвовало около 3-х или 5-ти тысяч человек по предложению и спросу командира 2 бригады о том, что будут ли еще выступать или нет, где как богатые так и середняки казаки ответили, что раз навсегда восставать не будем.
Далее поступило предложение товарища Добрынина всем гражданам о том, чтобы они в несколько часов, то есть в 24 часа выполнили разверстку хлеба и скота.
Когда митинг был закрыт, каждый гражданин бросился, то есть взялся за выполнение данного ему наряда на хлеб и скот. И до настоящего времени, как скот, так и хлеб поступает максимально, так что не управляются принимать хлеб и скот.
Что касается настроения каждого казака, хорошее и бодрое в техническом выполнении возложенного на него наряда.
О политическом настроении понять нельзя, но заметно, что настроение казаков резко изменилось, потому что каждое распоряжение и приказание всегда выполняются быстрее и безболезненно.
Послесловие: Комментарии к данному «докладу» излишни. Представители советской власти людей расстреляли, в том числе принародно 12 человек на митинге, запугали, а потом спокойно ограбили – забрали убранный хлеб и скот.
Как расправлялись с восставшими казаками на примере станицы Бесскорбной
Интересный материал о том, как проводились эти расправы в станице Бесскорбной после подавления восстания генерала Фостикова в 1920 году, собрал местный житель, краевед В.И. Казанков:
— Кровавая «баня» началась с первых дней «освобождения». «Бои» теперь продолжались с безоружным, побежденным казачьим населением, непосредственно в станице. Смерти шли косяком. Уничтожали под корень.
Масштабные бесчинства не могли не оставить документальных следов. Благодаря почти чудом сохранившимся документам, причем не каким-то там «белогвардейским», а именно советским государственным документами, сегодня удается, не руководствуясь уже шаблонными представлениями, по-новому увидеть драматическую судьбу казачьего населения Бесскорбной тогда в 20-м.
В типичной «анкете ежемесячного учета по работе бесскорбненского ревкома с 15 октября по 1 ноября 1920 года» на вопрос — «…имеются ли учет бежавшим в белые и бело-зеленые и сколько их?», приведена конкретная цифра – «…457 человек». То есть с Фостиковым ушло 457 человек казачьего населения Бесскорбной.
Согласно секретного душегубского постановления № 324 Кубчерревкома от 3 сентября 1920 года, члены семейств ушедших к бело-зеленым, арестовывались и заключались в концентрационные лагеря, а их имущество немедленно конфисковалось. Общеизвестно, что казачьи семьи были не маленькими, самое малое пять человек, а могло быть и пятнадцать, и даже двадцать… Элементарный арифметический подсчет показывает: последняя попытка казаков Бесскорбной освободиться от большевизма в августе-сентябре 1920-го обошлось приблизительно в неучтенное никем число — не менее двух тысяч казачьего населения Бесскорбной. Страшная цифра… Здесь впору говорить о геноциде…
ОБЩАЯ КАРТИНА РЕПРЕССИЙ
Что творилось тогда в целом на территории Кубани и Ставрополья красноречиво показывает историк А.В. Баранов в своем исследовании «Повстанческое движение «бело-зеленых» в казачьих областях юга России (1920-1924 годы)»:
— Выступления казаков жестоко подавлялись. Юго-Восточное бюро РКП(б) направило обкомам и губкомам циркулярное письмо, в котором предусматривалась система заложников: «В отношении станиц и деревень, упорно, активно содействующих бандам и неисправимо контрреволюционным, необходимо после исчерпания всех указанных мер применять меры карательные вплоть до полного уничтожения станицы или села и массовых расстрелов».
Мужчины старше 18 лет из семей повстанцев арестовывались, семьи главарей «банд» высылались на Соловки, их имущество конфисковывалось. Местным исполкомам было дано право выносить смертный приговор.
Только политкомиссии 22-й дивизии расстреляли с 20 сентября до 1 ноября 1921 года 3112 человек (по неполным данным). Протоколы политкомиссии 193-го стрелкового полка подтверждают произвол. К смерти приговаривали «за сожительство с бандитом», за классовую и сословную принадлежность, за бытовое недовольство властью. В документах встречаются формулировки типа: «вообще элемент бандитский 68 лет».
Коллегии трибуналов не успевали выносить приговоры и приходилось создавать дополнительную сеть карательных органов. Подливали масла в огонь бесчинства некоторых красноармейцев, живших впроголодь и вынужденных кормиться за счет поборов. Так, в мае 1922 года части 4-й Петроградской и 6-й Чонгарской дивизии, не подчиняясь гражданским властям, вершили произвол в Армавирском отделе.
Неудивительно, что зажиточный слой казачества продолжал считать власть и ее сторонников чужими для себя. Сословная вражда часто принимала дикие формы, как на хуторе Червонном Армавирского отдела (этот хутор находится недалеко от Камышевахи в Ставропольском крае) 9 июня 1924 года отряд Шершнева подверг пыткам и казнил 24 коммунара-переселенца, а коренные жители станицы Новоалександровской разграбили имущество жертв.
Власть ответила жестко. 8 июля члены бюро обкома РКП(б) приказали «политической тройке» полпредства ОГПУ усилить внесудебные расправы, в том числе расстрелы. Так замыкался круг нетерпимости и насилия.
Хронология событий трагедии в Камышевахе – от причины к следствию
А теперь проследим хронологию событий в Камышевахе.
Как известно, коммуна «Красный герой» в селе Камышеваха была создана в начале 1921 года. Кровавые события, в которых погибли коммунары, произошли 14 октября 1921 года. Что же им предшествовало? Восстание казаков летом 1920 года.
Обратим внимание на даты восстания – июль 1920 года – время уборки хлеба. То есть во время уборки органы советской власти стали у казаков изымать выращенный хлеб, что и вызвало массовое возмущение.
Восстание было жестоко подавлено. Часть восставших расстреляли, других выслали, кому-то удалось сбежать. Имущество и земля восставших была конфискована.
Коммуна в Камышевахе была основана в 1921 году после кровавого подавления восстания казаков в 1920 году. Коммунары забрали земли, конфискованные у восставших и расстрелянных казаков.
Осенью уцелевшие после восстания казаки совершили рейд на Камышеваху, расправившись с обидчиками. Но и сами напавшие были перебиты войсками и силами самообороны.
Так завершился этот кровавый эпизод Гражданской войны.
Сегодня в селе Камышеваха есть обелиск в память об убитых коммунарах. А вот памятника жителям села, погибшим в годы Гражданской войны и во время голода 1932-33 годов от рук советской власти, так и не появилось…
Стремление земледельцев к миру, разрушительные последствия войн, умелое сочетание репрессий с поощрением лояльности Советской власти привели к постепенной изоляции и краху повстанцев. Вместе с тем своей обреченной борьбой они заставили РКП(б) перейти к политике НЭПа, предпринять ряд долгосрочных коренных уступок крестьянству: принять Земельный кодекс, узаконить общину, временно отказаться от насаждения коммун. — Такой итог этим события подводит в своем исследовании историк А.В. Баранов.
Уважаемые читатели! Что вы думаете по поводу этих трагических событий? Чем, на ваш взгляд, они были вызваны?
А, может быть, в вашей семье сохранились подобные истории? Ждем ваши рассказы и мнения.
Почтовый адрес редакции: 352240, г. Новокубанск, ул. Первомайская, 128.
Электронная почта: svet.mayakov@mail.ru.
Телефон для связи: 3-14-54.
Подготовил Сергей Шептун.
Опубликовано в № 47 от 25 ноября 2021 года.