Этот белоснежный храм виден всегда, когда проезжаешь по трассе станицу Советскую. Он стал не только украшением, но и новым символом станицы, напоминанием о том, каким тернистым бывает путь у людей, забывающих свои корни и историю.

Мы приехали сюда в обычный будний день. Белоснежный Свято-Никольский храм казался пустынным и одиноким. Его современное здание хорошо вписывалось в ансамбль окружающих построек. Рядом стояли ажурные, примечательные своей архитектурой здания дореволюционных министерских училищ, где и сегодня детвора постигает основы знаний, да бывшего казачьего правления, где расположилась администрация сельского поселения.

Что поделаешь, раз на заре строительства новой эры социализма власть решила, что религия – это опиум для народа. И бывший здесь когда-то храм во имя Казанской иконы Божией Матери, построенный в станице Урупской почти с самого ее основания в 1855 году был разрушен в 1933 году. А вместе с храмом под корень вырубили и все местное казачье население, выселив его в том же году почти подчистую в Казахстан и на север.

 

Долгое время на месте храма был школьный парк, посаженный детьми уже переселенцев, которых привезли сюда со всей России взамен казаков. Но так уж устроено колесо истории, что провернувшись через десятилетия, оно вернуло все на круги своя. И пусть не на старом месте, но на бывшей церковной площади вновь возвысился над старой казачьей станицей церковный купол.

Мы сидим в светлом храмовом здании вместе с настоятелем церкви и ее строителем, священником Петром Бородюком и беседуем с ним о прошлом и настоящем Свято-Никольского храма, священниках и людях, судьбах и событиях давно минувших и современных дней.

И все это время в храм заходили все новые люди. Кто свечку поставить, кто помолиться о заболевшей супруге, кто помянуть усопших родных. И этот бесконечный поток людей наглядно показал, как важен для современной станицы Советской этот духовный свет, горящий в православном храме.

Сорок лет в Никольском храме

В декабре этого года исполнилось ровно 40 лет, как тогда молодой священник Петр Бородюк приехал в станицу Советскую по благословению архиепископа Кубанского Владимира на свое новое послушание.

 

Время было еще советское. А церковь, точнее Свято-Никольский молитвенный дом, располагался в частном доме по этой же улице Ленина, только в районе современной конторы ООО «Новатор». Это был старый частный дом маленький и ветхий. Зимой в нем было очень холодно, что не спасала даже раскаленная до красна печь. А летом от жары в нем трудно было дышать.

Прихожане храма, а это были в основном старики и старушки 60-80 лет, увидев молодого священника, решили, что тот продержится здесь не долго, и скоро сбежит, как и прежние настоятели. Дело в том, что до этого здесь долго не было постоянного священника. Службы совершались изредка командированными батюшками из соседних приходов.

Поэтому главным пожеланием прихожан на каждое день рождения и день ангела отца Петра тогда звучало примерно следующим образом:

— Батюшка, задержитесь у нас подольше!

— И я действительно задержался, — с улыбкой говорит священник Петр, — вот уже 40 лет здесь служу. Сам удивляюсь, ведь в то время при советской власти священников постоянно переводили с места на место, чтобы они «корни не пустили». Потому что дети священника в школу ходят, завязываются знакомства с людьми. А власть тогда этого не допускала. И уполномоченные по делам религии гоняли священников из одного храма в другой.

Я тоже после окончания Московской духовной семинарии и рукоположения во священники сменил несколько приходов. Вначале служил в Армавире, потом в станице Ярославской Мостовского района. Но времена стали меняться. Церковь оставили в покое. Так и остался я в станице Советской.

Из церковной семьи

Сам отец Петр вышел из церковной семьи. Его отец Поликарп Иванович был псаломщиком в храме станицы Кисляковской Кущевского района. Когда при Хрущеве советская власть закрыла этот храм, вся семья стала посещать церковь в станице Кущевской. А в семье было 11 детей.

Священник Петр Бородюк помнит, как закрывали церковь в Кисляковской, как приехал уполномоченный по делам религии из Краснодара, как они с братом бежали на край станицы оповестить об этом активистку церковной десятки, как выносили из храма иконы и книги… Горькое было время. Верующих людей всячески притесняли.

— Когда я уже служил в Свято-Никольском храме станицы Советской, к нам кроме стариков никто не приходил на службу. Люди боялись и стеснялись. За это наказывали.

Детей крестить приносили тайно, с большим страхом, чтобы никто не знал и не видел. Иначе не оберешься проблем.

Если бы нагрянула комиссия в тот момент, было бы плохо и мне, и епископу, и тем, кто принес крестить ребенка. Могли и приход закрыть за это.

От нас требовали подавать сведения в райисполком о том, кто крестится. Мы из десяти одного писали. Всегда спрашивали согласие на это. Кто не боялся, тот разрешал записывать. Но большинство отказывалось.

Один раз у нас была такая проверка. Приезжает из района заместитель председателя райисполкома и с ним комиссия человек пять. Просят у нас все записи о крещении. В них они нашли подозрительную фамилию. Говорят: «А этот Иванов не тот самый, которому мы должны в этом полугодии квартиру выдать? Давайте его проверим».

По-видимому, этого человека в результате как-то наказали, может не дали квартиру.

Было по-разному. Например, вызывают этого Иванова на собрание и там его прорабатывают, ругают: «Как ты, такой сякой, пошел в церковь к попу крестить ребенка? Как тебе не стыдно?».

А он оправдывается: «Да это не я, а теща меня заставила».

А мог быть и другой вариант, как с нашим родственником. Работает человек на заводе. Ценный кадр высокой квалификации. А он в церковь иногда ходит, покрестил детей. Узнали об этом. Вызывают его на собрание. Начинают его там прорабатывать, ругать.

А он встает и говорит: «Да, я детей крестил, я сам хожу в церковь, я человек верующий. А что нельзя? У нас это не запрещено». Тогда от него отстали.

После 1988 года, когда прекратились гонения на церковь, к нам хлынула молодежь. Много людей крестилось уже во взрослом возрасте.

Все те прихожане, которые были в давнее время, уже умерли. На их место пришли новые люди, в основном среднего возраста.

Есть усердные прихожане, которые стараются не пропустить ни одной службы, ходят в храм семьями, помогают храму.

У нас свой хор, которым много лет руководит замечательный преподаватель станичной музыкальной школы Елена Алексеевна Закревская. Вместе с ней в хоре поют ее ученицы.

В нашей воскресной школе учатся дети. Я им преподаю Закон Божий, Е.А. Закревская занимается с ними пением и рукоделием, готовит концерты на праздники, моя супруга Ольга Алексеевна читает им жития святых, книги.

Вообще супруга  Ольга Алексеевна всю жизнь принимала участие в жизни храма. В хоре пела, преподавала в воскресной школе, по хозяйственной части помогала. Можно сказать, что много лет вся приходская жизнь была на ней. Но по состоянию здоровья ей это уже тяжело дается, поэтому она отошла от дел.

У нас двое детей.  Сын Сергий — священник, сейчас он служит со мной в этом храме. Дочь Светлана — регент, руководит хором в храме города Курганинска.

Мой отец Поликарп на закате дней также был рукоположен во священники.

Двое моих сестер замужем за священниками, у супруги брат священник. Так наша семья полностью посвятила свою жизнь служению Богу.

Продолжение следует

Сергей ШЕПТУН.