В стране создается энциклопедия сельских школ России. Она рассказывает о роли школ малых населенных пунктов в развитии государства. Задача проекта состоит в том, чтобы заполнить информационное пространство, собрав образовательные учреждения на одном электронном портале в формате исторической справки.

В результате большой работы получится уникальный свод всех сельских школ России. Организаторы проекта считают, что он поможет школам хуторов и деревень активнее развиваться сегодня и в будущем. На вопрос, что даст проект школам нашего района, – оказалось много ответов.

 

Николай Аркадьевич Махнев — исполнительный директор проекта «Энциклопедия сельских школ России» (фото предоставлено Николаем Махневым).

 

Николай Махнев – активный общественный деятель, искренне болеющий за российскую сельскую школу. О ее проблемах он знает не понаслышке, во многих школах российской глубинки бывает лично, собирая материал для «Энциклопедии сельских школ России». Этот проект начали реализовывать единомышленники из разных регионов нашей страны, в том числе и Краснодарского края.

 

 

 

 

О проблемах среднего образования на селе, опыте их решения в школах Новокубанского района шла речь в интервью с директором проекта «Сельские школы России» Николаем Аркадьевичем Махневым.

— Николай Аркадьевич, какое у Вас осталось впечатление от посещения школ Новокубанского района?

— Впечатление хорошее, увидел, сколько усилий прилагает местная власть для создания качественной инфраструктуры сельской школы, каких высот добиваются ее выпускники. Вместе с Андреем Васильевичем Цветковым – начальником отдела проектной деятельности администрации Новокубанского района, и Дилярой Тофиковной Кулиевой, начальником управления образования Новокубанского района, посетили две школы.

 

 — Я всегда говорю, что школа – это уникальное место, где рождаются не только традиции, но и понимание ребенком многих процессов, которые будут происходить в обществе. Здесь закладываются разновозрастные взаимосвязи, работа в команде, положительное взаимодействие и в то же время индивидуально-личностное становление – все это важные составляющие развития.

 

— Традиции в новокубанских школах сохраняются десятилетиями, вроде бы все есть. В чем же все-таки вы видите проблему?

 

— Проблема в том, что сельские школы плохо умеют рассказывать о себе и представлять учреждение в общественном пространстве. Много сделано сельскими школами, есть немало достижений, красивых, ярких и запоминающихся историй, и о них должны знать в России. Главное, чтобы школа обрела самоуважение, и общество видело ценность и значимость сельского образовательного учреждения.

Руководитель проекта увидел большие перспективы развития школы № 23 города Новокубанска (фото предоставлено Николаем Махневым).

 

— Какие задачи ставит Ваш проект «Сельские школы России»?

 

— Помочь сельским школам получить дополнительную возможность развития и не обязательно финансовую. Это могут быть вопросы организационного, кадрового и других направлений. Школа должна увидеть те инструменты, которые помогут снизить остроту существующих проблем и успешно их решать.

 

Все должны понимать, что сельская школа существует не только в рамках своего социума, она может найти партнеров и друзей в своих и других регионах страны. Получить серьезную поддержку от городских школ, своих сельских союзников, подружиться с некоммерческими организациями и напомнить своим выпускникам о родном учебном заведении, об успехах, которые в их жизни состоялись благодаря школе. Людям надо научиться признавать, что школа закладывает основу на всю жизнь.

 

Цитата

Николай Махнев:

— Я считаю очень важным, чтобы этот проект состоялся, и каждая сельская школа нашей страны сумела рассказать о себе и получить поддержку. Надеюсь, что дети и учителя сельских школ найдут новых друзей, которые помогут и поддержат это уникальное явление!

 

— Ваша задача показать успешные практики сельских школ России, которые существуют. Как быть, если школа не работает в конкурентном поле, и она одна на территории?

 

— Это и плюс, и минус. С одной стороны, нет конкуренции, а с другой, – не с чем иногда сравнивать. Мало информации, ведь сегодня жизнь коллективов городских и сельских школ насыщена своими событиями, не всегда можно изучить опыт других образовательных организаций. Проблема в том, что идет тиражирование ошибок, которые мы делаем. Многие коллективы в других регионах прошли этот непростой путь. Надо научиться тиражировать не ошибки, а успехи и достижения.

 

— В Краснодарском крае Вы не первый раз и хорошо знаете, как работают сельские школы. Насколько высок интерес образовательных организаций к Вашему бесплатному проекту?

 

— Более 30 школ Кубани уже в проекте. Во время нынешнего визита посмотрел школу № 17 хутора Ляпино. Мне понравился яркий и запоминающийся образ сельской школы, с обустроенной прилегающей территорией, и это очень важно.

 

Я увидел современную спортивно-игровую площадку, новые ремонты, – очень впечатляет. Пообщался с директором школы, педагогами, детьми. Видно невооруженным глазом, что люди любят свое дело. Хотят работать и быть полезными детям.

 

— В любой, самой богатой школе всегда чего-то будет не хватать, и это нормально. Когда вектор развития задан правильно, многого можно добиться поэтапно, используя положительный опыт других. Вы с этим согласны?

 

— Я бываю во многих школах и могу сразу увидеть все плюсы и минусы в работе. Понравилась встреча в управлении образования Новокубанского района, на которой мне показали, как работает автоматизированная система питания. Я впервые увидел, как это ноу-хау позволяет добиться, с одной стороны, лучшего контроля, а с другой, – облегчить труд учителей и специалистов, которые в этом процессе участвуют. Такая система позволяет экономить самое дорогое – время.

 

Сделан серьезный шаг в развитии школы как инвестиционного центра. Школьное здание, двор, школьно-родительское сообщество — это один из двигателей социально-экономического развития всей территории муниципалитета. Сельская школа должна привлекать людей, которые готовы переехать из города, но они не знают, кто будет учить их детей. Наш проект поможет узнать о главных преимуществах образовательных учреждений села.

 

— Николай Аркадьевич, какие впечатления у Вас остались после посещения городской школы № 23?

 

— Это удивительный оазис, где особое внимание уделяется дополнительному образованию, туристической и спортивной деятельности. Очень важно, что руководство школы понимает, что, кроме получения определенной суммы знаний, она является местом становления характера.

 

Веревочный парк, скалодром, рафтинг и другие секции – это уникальность школы. Впечатлила тема ландшафтного дизайна и выращивания хвойных пород деревьев и кустарников в школьном питомнике.

 

В этом образовательном учреждении ребенок имеет целое поле деятельности для хорошей работы, но под нее, конечно же, нужно заводить ресурсы. В настоящее время по всей стране нет финансирования данных направлений, и это пока остается проблемой.

 

— В рамках проекта вы призываете, чтобы был создан Фонд грантов на примере президентских, который поддерживает некоммерческие организации как, например, Фонд культурных инициатив.

 

— Мы считаем, что должен появиться Фонд поддержки сельских школ в экологическом, спортивном и других направлениях. Развитие должно идти не только за счет средств муниципального, регионального, но и федерального бюджетов. Такое решение поможет улучшить воспитательный процесс в образовательном учреждении.

 

Еще одна из главных задач – сделать все, чтобы молодежь выбирала сельский образ жизни и находила занятие по душе в самых разных формах деятельности. Профессия не обязательно должна быть связана с сельским хозяйством. Рассматривать стоит успешные практики из жизни.

 

Популярными направлениями становятся: самозанятость, дистантные формы, агротуризм. Для этого нужны знания и понимание, как это правильно делать. Важная роль здесь принадлежит школе. Считаю, что нужны дополнительные финансовые ресурсы, чтобы показать ребенку современное село России.

 

Реальным воплощением в рамках нашего проекта, в масштабах школ, могут стать событийный и образовательный туризм. Дети из села должны приезжать в город и наоборот, на определенный период с образовательной частью и экскурсиями. Эту тему сегодня мы активно обсуждаем с руководителями учреждений сферы образования.

 

Важно ценить то, что уже есть в Новокубанском районе, помогать реализовывать перспективные проекты и видеть возможности привлечения новых инвестиций через школы. За этим большое будущее.

 

 

На итоговой встрече в Институте развития образования Краснодарского края Николай Махнев подвел итоги своей рабочей командировки, поделившись впечатлениями о работе сельских школ в Новокубанском, Динском и Апшеронском районах. Встреча продемонстрировала высокий интерес и глубокое понимание проблемы с обеих сторон. В итоге было решено подготовить и обсудить соглашение о сотрудничестве.

 

Сергей КРАВЧЕНКО