На фото из архива Свято-Скорбященского храма станицы Бесскорбной, сделанной на Рождество Христово 1943 года, в первом ряду вторым слева запечатлен священник Василий Струков из Свято-Никольского храма станицы Советской (Урупской). Крайний справа в первом ряду – священник Свято-Скорбященского храма станицы Бесскорбной Даниил Гайдашев.

 

В предыдущей публикации мы рассказывали о священнике Василии Струкове, который в 1942 году возобновил богослужения в Свято-Никольском молитвенном доме  станицы Советской (Урупской).

 

Мы опубликовали два документа за его подписью: о сборе в январе 1943 года прихожанами храма рождественских подарков  для заключенных и пленных, находящихся в фашистских застенках. А также акт, составленный в феврале 1943 года после освобождения от фашистской оккупации о сборе двух тысяч рублей на приобретение самолета для Русской армии.

Прочитав эту статью, краевед Владимир Казанков из станицы Бесскорбной предположил, что священник Василий Струков может быть изображен на фотографиях духовенства и прихожан Свято-Скорбященского храма станицы Бесскорбной, сделанных на Рождество Христово в 1943 году.

Мы показали эти фотографии священнику Петру Бородюку, который отметил, что если на этих фото и есть священник Василий Струков, то он изображен на фотографии в первом ряду вторым слева, в очках, с двумя крестами.

Священник Петр объяснил, почему он так считает. Дело в том, что священник Василий Струков был уже в преклонном возрасте и умер в 1946 или 1947 году. Также он был в сане протоиерея. А из всех священников, изображенных на фото, только он в сане протоиерея. Все остальные – иереи.

К сожалению никаких других сведений о жизни священника Василия Струкова пока найти не удалось. Откуда он родом? Как оказался в станице Советской (Урупской) в военные годы? Чем был известен?

Краевед Владимир Казанков, изучая эти фотографии, обратил внимание на ряд важных деталей, связанных со священников Василием Струковым. Вот что он написал год назад по этому поводу в своем исследовании «Маленький эпизод  из церковной жизни станицы Бесскорбной военного времени»:

— Если присмотреться к фотографии, то можно разглядеть интересные мелочи, которые для многих могут остаться в тени. Внимание привлекают два священника, сидящих в центре.

У сидящего в очках священнослужителя (Василия Струкова) два наперсных креста, один из них на ленте, и лента явно «георгиевская». Это – наградной крест! Золотой наперсный крест  на Георгиевской ленте являлся одной из самых высоких наград для лиц духовного звания в Российской Империи. Им отмечали военных пастырей, совершивших подвиги при непосредственной опасности  для собственной жизни  на полях сражений.

Этот крест жаловался Государем Императором по согласованию со Святейшим Синодом и выдавался из кабинета Его Величества. Награда была не только почетной, но и очень редкой. За период с 1787 по 1918 год такой награды было удостоено 347 военных священнослужителей Русской Православной Церкви. В том числе  в годы Первой мировой войны он вручен военным пастырям  248 раз (11 человек удостоились его посмертно), и не менее 13 человек в Белой гвардии.

Пастыри, пожалованные золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте пользовались особым уважением не только среди солдат и офицеров, но и в разных слоях общества.

Вот такие интересные детали удалось рассмотреть и разгадать на этой фотографии о священнике Василии Струкове.

Если кому что-то известно об этом священнике и других людях, изображенных на этих фотографиях, напишите нам об этом.

На этом же фото изображен священник Даниил Гайдаев (точнее Гайдашев), который возобновил церковную жизнь в  Свято-Скорбященском храме в станицы Бесскорбной на Рождество Христово 1943 года. Надпись, сделанная на обратной стороне фотографии, точно указывает его местонахождение – крайний справа в первом ряду.

Подробную информацию об этом священнике собрал краевед Владимир Казанков. К ней мы еще вернемся.

Сергей Шептун