Полвека своей жизни труженица тыла, отличник народного просвещения РСФСР Мария Андреевна Шептун проработала учителем русского языка и литературы, большую часть — в школе № 2 города Новокубанска. На днях она принимала поздравления с 90-летием и вспоминала, какой жизненный путь ей пришлось пройти.

Труженик тыла – это не колоски собирать

Родилась Мария Андреевна перед самым началом страшного голода, разразившегося осенью 1932 года, в селе Новомихайловском Красногвардейского района на Ставрополье. Ее родители Андрей Дмитриевич и Прасковья Михайловна Дороховы были единоличниками и попали под каток репрессий за то, что не сдали в колхоз свою кормилицу-корову.

Чтобы не оказаться в ссылке и не умереть от голода, многодетная семья покинула родные места и скиталась по Ставрополью в поисках куска хлеба и поденной работы. В итоге они оказались в селе Новокубанском, где и остались жить.

Во время Великой Отечественной войны отец ушел на фронт. Андрей Дмитриевич погиб в 1942 году в Сталинградской битве. Его имя записано в пантеоне защитников на Мамаевом кургане. Погибли на войне и все его три брата.

Прасковья Михайловна была сельхозрабочей и трудилась от темна до темна на колхозных полях. Дети жили с дедушкой и бабушкой — Дмитрием и Пелагеей Дороховыми. Их хата стояла на углу улиц Первомайской и Крылова на том месте, где сейчас находится пятиэтажка.

В семейном альбоме сохранилась фотография мая 1942 года, на которой запечатлены учащиеся третьего класса школы села Новокубанского. Тогда она располагалась в здании нынешнего краеведческого музея. Дети в классе были самого разного возраста — от 9 до 12 лет. Маленькие, худенькие, не по годам серьезные. На их плечи легла трудная ноша заменить в колхозе ушедших на фронт мужчин и женщин.

Мария Андреевна вспоминает, что в войну занятия в школе проводились не каждый день. Большую часть времени дети трудились в колхозе.

– Работать тружеником тыла — это не просто колоски собирать, как некоторые считают, – рассказывает Мария Андреевна. – Мы с третьего класса помогали стране одержать победу в войне, работали наравне со взрослыми. Очищали зерно на веялке. А чтобы достать ручку этой машины, ставили ящики, так как мы были маленького роста. Эту ручку крутили вдвоем целый день, очень уставали. Или «лопатили» зерно, перекидывали его с места на место деревянными лопатами, чтобы оно просыхало. Это тоже очень тяжелый труд.

Особо нас не кормили. Мы больше подножным кормом питались. Возьмешь колосок, потрешь его, зерно высыпалось, его и жевали. Или укроп ели. Вот такое было питание.

Мальчики работали на комбайнах или тракторах прицепщиками. Бывало, они от усталости засыпали и падали под колеса техники, многие так погибали.

А еще мальчишки с боеприпасами играли, их много осталось после боев на Прочноокопской горе. Переплывут Кубань и начинают ковыряться в гранатах да в патронах, а те часто взрывались. Оставались наши мальчишки инвалидами – кто без глаза, кто без пальцев или руки.

В оккупации

В августе 1942 года, когда наши солдаты отступали из села, они были уставшие, в старой одежде. Во время отступления двое суток была тишина, никого не было: ни наших, ни немцев. Бои шли на Прочноокопской горе.

В эти дни жители села пошли к железнодорожным путям, где стояли разбитые во время бомбардировки железнодорожные составы, и несли домой посуду, одежду, другие вещи. А наш дед пошел на спиртозавод. При отступлении там открыли чаны. Вино и спирт текли по земле. Дед принес оттуда домой ковшик вина.

По улицам села ходили свиньи, лошади, коровы, овцы. Их выпустили из ферм. Кто хотел, загонял себе животных во двор, коров доили на улице.
Мы только ужинать за стол сели, как услышали гул самолета. Спрятались под кровать. Когда самолет пролетел, вылезли. Вдруг открылась дверь. Зашли немецкие офицеры. На ломаном русском языке сказали, что немного у нас отдохнут и пойдут дальше.

В хате висела большая политическая карта на всю стену. Немцы стали с дедом разговаривать. Один и говорит, что, мол, надо Гитлера капут и Сталина капут, тогда все будут жить хорошо. А дед его спрашивает: «А тебя не капут?». Тот заулыбался и сказал, что он — маленький начальник, ему не капут.

Мой будущий муж Вячеслав, будучи в оккупацию ребенком 11 лет, украл у фашистов два пистолета – себе и младшему 4-летнему брату. Они жили по улице Свободы, как раз напротив немецкой комендатуры (этот старинный кирпичный дом сохранился), по соседству был дом полицая. Мать Татьяна пришла домой и увидела такую картину: два ее сына играют немецкими пистолетами. Она перепугалась, что их за это могут расстрелять. Сильно отругала мальчишек и заставила бросить пистолеты в колодец.

Во время оккупации все жили в страхе. По улицам ездила душегубка, в которую бросали арестованных людей. Многие жители села пропали. Потом их тела нашли в братской могиле у Красной Поляны.
Когда же наши солдаты наступали зимой, они уже были хорошо одеты, в новых шинелях, хорошо вооружены. Тогда сразу все стало на свои места.

Полвека работала учителем

После окончания школы в 1951 году Марию Андреевну забрали к себе родственники из Узбекистана. Она получила профессию учителя русского языка и литературы в Наманганском учительском институте. Первое место ее работы было в школе поселка Янгикурган, где ей доверили вести уроки у старших классов.

Педагог с гордостью вспоминает, как тогда подготовила первого своего медалиста. Успехи были не только в педагогической деятельности. Всей школой работали на уборке хлопка, по итогам которой молодая учительница заняла первое место.

В 1956 году Мария Андреевна вернулась в родной город Новокубанск. Вначале трудилась в библиотеке, а во второй половине дня преподавала в вечерней школе. Вскоре она перешла в школу № 2, где более 40 лет обучала детей русскому языку и литературе. За эти годы Мария Андреевна дала путевку в жизнь многим своим ученикам-новокубанцам, которые благодарны ей за полученные знания и жизненные уроки. Родина высоко оценила ее труд, отметив званием «Отличник народного просвещения РСФСР».

Среди гостей, которые пришли поздравить Марию Андреевну с юбилеем, были и ученицы первого ее выпускного класса 1969 года. В память о далеком детстве они представились своими девичьими фамилиями: Елена Чернова, Галина Зайцева, Анна Климовская, Татьяна Стрельникова.

– Мария Андреевна – лучший преподаватель в нашей жизни, – признались они. – Вспоминаем, как в пятом классе мы бежали встречать нашу учительницу. На месте нынешнего Дома культуры тогда было поле. Мария Андреевна идет, у нее две большие косы, в руках портфельчик и тетради. А мы спешим, чтобы взять у нее из рук портфель и тетради, поделиться с ней своими радостями. Эти моменты школьной жизни остались в нашей памяти навсегда.