Полуторагодовалая Каролина Александровна Кудинова в блокадном Ленинграде (фото из семейного архива).

Я, Каролина Александровна Кудинова (Перфилова), родилась в городе Ленинграде 20 декабря 1939 года в семье военнослужащего Александра Васильевича Перфилова.

Мы проживали по адресу: улица Ракова, 10/12, квартира 6. Отец воспитывал меня один, но ему помогала вся его семья – бабушка Екатерина, дедушка Василий и три тети. Все вместе они проживали на улице Марата в комнатке 19 квадратных метров. В то время тетя Сима училась в 10-ом классе, тетя Лида – в 7-ом классе, а тетя Нина работала в бухгалтерии.

Мой отец входил в командный состав военного инженерно-строительного училища, располагавшегося в Михайловском замке. В начале войны училище было эвакуировано в город Кострому. Моя тетя Серафима по комсомольской путевке была направлена в распоряжение Ленинградского фронта. Я же осталась в городе Ленинграде на попечении старшей тети и дедушки Василия Перфилова.

Дедушка родился в 1892 году в селе Ильинское Костромской области. Всю жизнь работал на стройках города Ленинграда – от плотника до прораба. Стоил даже ГЭС, которая во время блокады была единственным источником электроэнергии. Стоил здание КГБ на Литейном проспекте, жилые дома и в том числе дом на Лиговском проспекте, в котором мне довелось в последствие жить.

В годы войны под городом Тихвином дедушка строил штаб Волховского фронта и оборонительные укрепления, за что был награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За оборону Ленинграда». Все это я помню из рассказов бабушки и других родственников.

Мои воспоминания заключаются в том, что я сидела одна с какой-то музыкальной игрушкой в виде вращающегося барабана и смотрела в окно, где видела лишь движущиеся ноги, так как это было полуподвальное узкое помещение, и ждала тетю Нину с работы. Однажды это ожидание было очень долгим. Она шла домой с сумкой, в которой был небольшой кусок конины – это ей передал с фронта муж. Тетя упала на Лиговском проспекте от бессилия и голода, потеряла сознание. Люди подобрали ее, накормили бульонов из найденной в ее сумке конины, и она смогла с их помощью дойти до дома.

В 1945-1947 годы все родные вернулись в город Ленинград. Из эвакуации было возвращено и училище, в котором служил мой отец. Он забрал меня в свою новую семью. Первое время жили в актовом зале училища, где семьи разделились сундуками и другими вещами. Позже отцу вернули часть довоенной квартиры по улице Ракова.

До школы семья обнаружила мою почти тяжелую глухоту. Профессор Коробочкин на дому мог слух восстановить. Для этого моя мама продала свое единственное выходное платье.

Ходила в школу №127 по улице Розы Люксембург. В первом классе училась хорошо, все воспринимала на слух. А вот во втором классе обнаружили мое очень плохое зрение, совсем не видела «с доски» и была поставлена на учет в институте глазных болезней. Я – инвалид с детства по зрению.

Когда училась во втором классе, отца направили служить в Карелию. Меня снова вернули бабушке на Лиговский проспект. Там же я окончила школу №303 и поступила в Ленинградский педагогический институт имени А.И. Герцена на факультет «Физики и основ производства».

Моя тетя Серафима работала в Смольном, и нашей большой семье выделили квартиру на улице Тверской, 12/15, квартира 3. Окончила я учебу в институте в 1962 году. Работала в спецшколе для детей, перенесших полиомиелит. В 1963 году вышла замуж и переехала по месту работы мужа на север – в город Иголку, где преподавала в политехническом техникуме.

С одного года до 23-х лет я жила в семье моей бабушки. С полутора до четырех лет за мной ухаживала тетя Нина. Никакие детские учреждения до школы не посещала. А в школьные годы мы как-то с тетей гуляли около Таврического дворца. В конце улицы Тверской она указала на дом и сказала, что именно здесь работает бухгалтером. Сама тетя Нина всю жизнь была прописана на Невском проспекте. В связи с болезнью бабушки – паралич, она ухаживала за ней с 1962 года. В 1987 году тетя Нина сама очень сильно заболела, находилась на лечении в онкологическом отделении Покровской больницы города Ленинграда. Я ее досматривала в больнице. Тут она и скончалась от «блокадной болезни».

Все мои родные – Екатерина Павловна Перфилова, Василий Иванович Перфилов, Лидия Васильевна Перфилова, Нина Васильевна Перфилова, похоронены на Оптинском кладбище по Сиреневой аллее №3.

Каролина Кудинова