Подготовка к урокам: планы и конспекты, проверка тетрадей и позитивный настрой на встречи с учениками – из этого состоит рабочий день педагога сельской школы. Лидия Ивановна за рабочим столом в учительской школы (фото из семейного архива семьи Дьяченко).

Моей бабушке, Лидии Ивановне Дьяченко — ветерану труда, 20 сентября исполнилось бы 90 лет, ее нет с нами уже пять лет. Детство, школьные годы, юность прошли в селе Ковалевском и поселке Восход, педагогический институт окончила в городе Черкесске.

Вспоминая наши с ней беседы, гордость и восхищение ее силой духа переполняют меня. Лидия Ивановна была настоящим педагогом и наставником. Она начала свою педагогическую деятельность в 1954 году в 21 год. Отработав пять лет по распределению в дагестанской школе, вернулась в 1959 году в родной Новокубанский район.

Самое интересное, что меня всегда мотивировало на выбор профессии — бабушка стала директором в 26 лет! Маленькая новая восьмилетняя школа в селе Камышеваха (ныне — школа №21 имени Ф.И. Булдыжова) стала ее отправной точкой в руководящей должности. «Конечно, было страшно, волнительно, но выбора не было. Вызвали в РайОНО и сказали, что будете директором», — рассказывала Лидия Ивановна.

Там же, в селе Камышеваха, вышла замуж в 1962 году, родился мой папа — Игорь Васильевич Дьяченко. В 1966 году Лидию Ивановну перевели в школу хутора Каспаровского (с 2022 года упраздненный хутор, входил в состав Новосельского сельского поселения). Директором восьмилетней школы, проработала еще 10 лет, вырастив еще одно поколение. Она всегда давала возможность ученикам чувствовать себя важным участником процесса, используя демократичный стиль общения, прививала любовь к знаниям, к родной школе и поселку. За это, со слов учеников, ее и ценили.

Тем временем в городе Новокубанске потихоньку строился дом под чутким руководством моего прадеда Ивана Ивановича Корниенко, награжденного орденом Славы III степени, инвалида 3 группы из-за ранения, полученного в годы Великой Отечественной войны. Надо было помогать. Кто-то подсказал, что на Севере тоже нужны педагоги. Уехала. Так, Лидия Ивановна в 1977 году стала директором школы в селе Березовка Среднеколымского района Республики Саха (Якутия), сейчас это Березовская национальная средняя общеобразовательная школа имени В.А. Роббека. Поселок Березовка относится к Крайнему Северу, чтобы передать понимание сурового климата, добавлю: именно там, на берегу реки Березовка, был найден уникальный, хорошо сохранившийся в вечной мерзлоте, экземпляр взрослого самца шерстистого мамонта, находящегося сегодня в экспозиции Зоологического музея Российской академии наук города Санкт-Петербурга.

Школа была в очень запущенном состоянии, всего два помещения, которые даже классными комнатами не назовешь, но Лидию Ивановну не испугали сложности. Она наводила порядки и параллельно добивалась строительства новой современной школы кабинетной системы. Впервые, в 1978 году, благодаря ее настойчивости и усилиям 10 учеников были направлены на новогоднее представление в Кремлевский дворец съездов! Это было не просто, ведь в школе учились дети оленеводов (кочевников), которые все лето проводили в стаде, а в холода (осень, зиму и весну) находились в поселке. Лидия Ивановна заряжала всех своим жизнелюбием и оптимизмом, школа стала центром жизни поселка. Благодаря своему терпению, трудолюбию и профессионализму смогла собрать коллектив педагогов, который проработал 25 и более лет.

К учителям, своим подчиненным, всегда относилась с уважением, помогала советом, но могла и поругать, конечно, справедливо, — за это ей тоже благодарны коллеги. Лидия Ивановна пользовалась почтением и уважением со стороны всех без исключения жителей поселка, не только из-за человеческих качеств, но также за любовь и преданность профессии. Она стала примером! Многие выпускники школы поступали на педагогический факультет.

Результатом ее титанического труда в 1988 году стало преобразование восьмилетней школы в десятилетнюю школу! А еще одно из огромных достижений — новое здание образовательного учреждения. Предметно-кабинетная система – специально оборудованные классы, оснащенные современными техническими средствами. Уже было девять помещений, просторные восемь классных комнат и учительская, без отдельного кабинета для директора.

Мой папа, с момента окончания восьмилетней школы, работал там же с бабушкой — кочегаром в школе и оленеводом в поселке. Кочегар – очень важная, нужная, тяжелая и одновременно почетная работа на Крайнем Севере, ведь он отвечает за бесперебойную и безаварийную работу теплового оборудования.

В 1982 году, после окончания педагогического училища, по распределению в эту же школу поселка Березовка приехала работать учителем начальных классов моя мама – Ольга Васильевна Дьяченко. В 1983 году состоялась свадьба родителей, и в нашей семье стало два поколения педагогов.

Проработала Лидия Ивановна на Крайнем Севере 17 лет. Бабушка вернулась на Кубань на заслуженный отдых в 1994 году, но Татьяна Анатольевна Гладушкина (тогда директор школы №21 села Камышеваха), узнав, что Лидия Ивановна вернулась, попросила поработать учителем начальных классов. К слову, бабушка по образованию — учитель русского языка и литературы, но всю жизнь, проработав в маленьких школах, конечно, уже имела огромный опыт и знания по всем предметным направлениям. Как отказать? Так и завершилась ее педагогическая деятельность в 1997 году, в той же школе, которую она когда-то открывала совсем юным директором, вернулась помочь уже заслуженным педагогом. Общий педагогический стаж бабушки составил 46 лет.

Лучшая награда для учителя — это признание учениками его профессионализма и мудрости. Мне нравилось, как дружили коллеги с мамой, как с уважением относились к бабушке. В дом семьи Дьяченко всегда приходили за советом, делились горестными и радостными событиями. У меня с некоторыми из детей учеников бабушки сохранена связь, и дружба по сей день продолжается. К нам с мамой приезжают коллеги и ученики, их дети, проведать семью Дьяченко, почтить память на могиле Лидии Ивановны.

Меня всегда восхищали удивительная эрудированность, трудолюбие, педагогическая мудрость и такой строгий и одновременно любящий взгляд моей бабушки. Немало испытаний встречалось на жизненном пути Лидии Ивановны, но она никогда не сдавалась! Как говорится, воспитывайте детей личным примером. Так и делала бабушка — мой наставник, педагог с большой буквы! Поэтому по окончании школы у меня не было сомнений, что надо поступать на педагогический факультет. Так, в 2007 году наша семья пополнилась третьим поколением педагогов. А когда меня в 2008 году приняли на работу в управление образования, бабушка очень гордилась мной, чему я была очень рада.

В свою очередь, благодарю всех тех, кто щедро делится знаниями. Пусть будет порядок в журнале и в жизни, пусть чаще встречаются хорошие книги и люди. И чтобы всегда был повод по-настоящему счастливо улыбнуться!

Лариса АМБАРЦУМЯН