Сохранилась фотография от 1 сентября 1941 года, 1 класса школы станицы Петропавловской. На ней 9-летняя Нина Федоровна Игнатова (Черняева) сидит в первом ряду крайняя слева. Маленькой черноволосой девочке еще неведомо, какие испытания ей предстоит перенести (фото из архива автора).

В октябрьские дни минувшего года, когда природа, осыпаясь желтыми листьями, прощалась с уходящим годом, мы в городе Новочеркасске провожали в последний путь Нину Федоровну Игнатову (Черняеву) – труженицу тыла, ветерана труда, кавалера ордена «За службу России». Она ушла от нас на 92-м году жизни.

Множество людей пришли попрощаться с ней. Здесь были представители совета ветеранов, общественных организаций, образовательных учреждений, коллеги по казачьему хору, родные и близкие. Хоронили ее с почестями под звуки военного духового оркестра. Множество цветов и венков украсили ее могилу.

Нина Федоровна заслужила такое уважение со стороны своих земляков-новочеркассцев неутомимой общественной работой. Ее большое доброе сердце болело и переживало за всех. Она собирала помощь нашим солдатам, участвующим в специальной военной операции, занималась благотворительностью, помогала людям, рассказывала школьникам и студентам о героической истории страны, бережно хранила казачьи традиции и память о своих предках – жителях станицы Петропавловской Чеченской Республики.

Отец Нины Федоровны — Федор Сидорович Черняев, пройдет всю войну и погибнет в Германии за два месяца до Победы (фото из архива автора).

Казачка из станицы Петропавловской

С Ниной Федоровной меня связывают узы землячества. Мы родились в нашей любимой станице Петропавловской. Судьба свела нас в 2013 году во время работы над книгой о нашей малой родине. В ее уютном новочеркасском доме, наполненном воспоминаниями о станице Петропавловской, она всю ночь с волнением рассказывала о прожитых годах детства и юности, о своих родителях, испытаниях военной поры, ветеранах Великой Отечественной войны. Благодаря ее воспоминаниям нам удалось восстановить многие страницы истории станицы и ее жителей. Все они вошли в книгу о нашей малой родине.

— Жили мы в Петропавловской на широкой улице, за клубом, — рассказывала Нина Федоровна. —  Мама и папа работали в колхозе. Нас – детей – у родителей было трое. Воду носили с речки Чернушки. Улица, которая шла от школы до старого моста через реку Сунжу, была всегда многолюдна. Днем женщины и девушки на коромыслах по два ведра носили воду с речки. Вечером это было место гуляния молодежи.

Люди у нас жили добрые, дружные. Обычаи и традиции сохранялись в каждом доме. Все девочки носили косы, заплетали в них атласные ленточки. Помню, что усы ребятам разрешалось отпускать только после достойного поведения, если парень показал себя как настоящий казак, совершил какой-то поступок или подвиг!

Церковь в станице была разрушена, я ее не застала. Но знаю, что в ней венчались мои родители.

Нина Федоровна Игнатова с родственниками на могиле своего отца в польском городе Дембне (фото из архива автора).

За помощь партизанам — расстрел

— Когда в 1941 году началась война, папу — Федора Сидоровича Черняева, забрали на фронт 22 июня. Я так любила отца, что никак не могла с ним расстаться. Бежала за телегой, которая его увозила на войну, далеко за станицу. Слезы катились из глаз. А он мне все кричал: «Дочь, я вернусь!».

Мы остались с мамой. Она пропадала днем и ночью в колхозе. Рабочих рук осталось мало, почти всех мужчин забрали на войну. Я была старшая (9 лет), управлялась с хозяйством, приглядывала за младшими братьями.

Первое время от отца приходили весточки. А в 1942 году вдруг писем не стало. Нам приходилось туго, еды не хватало. Тогда мама отправила меня к своей сестре в село Коноково под городом Армавиром. Та работала на ферме дояркой. Я ей помогала пасти колхозных телят и присматривала за ее малыми детьми.

Война приближалась. Фашисты бомбили Армавир, и мы видели по ночам зарево пожаров. Началась эвакуация. В августе 1942 года скот с нашей фермы мы погнали в горы. Нам помогали отступающие солдаты. Но враг настиг нас. Фашисты заставили вернуть коров назад. А солдаты спрятались в лесу у реки Кубани. Зная, что наши бойцы голодные и находятся где-то рядом, тетка тайком резала телят, варила мясо, а я относила узелки с продуктами в лес и оставляла их в разных местах. Чтобы никто не заподозрил нас в помощи, делала вид, что ищу пропавшую корову.

Однажды ночью в нашу хату пришли трое наших солдат. Тут же ворвались немцы и всех арестовали. Кто-то донес. Маленькие дети тети от страха закричали, но фашисты отшвырнули их в сторону. Солдат и меня с тетей враги схватили и повели в комендатуру. Тетка только успела мне шепнуть на ухо: «Молчи, ты ничего не знаешь. Ты только пасла телят. В лесу прячется твой отец…»

Фашисты кинули нас в подвал. Солдат посадили отдельно. Утром пришли немцы и стали пытать. Тетку били и требовали, чтобы она сказала, где прячутся остальные партизаны.

Меня подвесили за косу и били по спине. Требовали сказать, где партизаны. Было так больно, что я кричала, но говорила, что пасла телят и ничего не знаю. Боялась выдать отца. Тогда они заложили мои пальцы в дверь и защемили их. Но так ничего и не добились. Нас, избитых, бросили опять в подвал. Потом стали пытать солдат. Мы слышали их крики и стоны.

Утром нас с солдатами повели к реке на расстрел. По дороге встретился местный немец Карл. Он работал скотником на ферме, и хорошо знал тетку. Та закричала ему: «Помоги»! Он пошел за немцами и всю дорогу что-то говорил им по-немецки.

На окраине села нас поставили в шеренгу, наставили автоматы. А Карл все продолжал что-то говорить фашистам. Вдруг он подбежал к нам, вытолкнул из шеренги и крикнул: «Бегите домой!». Не успели мы далеко отбежать, как раздались выстрелы. Солдат расстреляли. Дома нас встретили голодные и охрипшие от плача маленькие дети.

Нина Федоровна Игнатова среди выпускников группы бригадиров теплоизоляции крайняя справа. Город Горький 1958 год (фото из архива автора).

На поиски отца

О том, что отца не было в прикубанском лесу, я узнала потом. Его боевой путь проходил в других местах. Вначале он воевал на Украине в 1040-м стрелковом полку, Херсонской Краснознаменной ордена Суворова дивизии, 32-м гвардейском Одесском корпусе, 5-й ударной Армии, 1-м Белорусском фронте.

При отступлении Федор Сидорович вместе с земляком Павлом Годовниковым попал в плен. Вместе они бежали и скрывались в лесах Украины.

Павел был ранен и умер у отца на руках. Он похоронил его, как смог, прикрыл ветками и листвой, поклялся вернуться и похоронить друга по-человечески. Но судьба распорядилась иначе.

Федор Сидорович выбрался из окружения и примкнул к советским частям, продолжил свой боевой путь. Прошел всю войну и дошел до Германии. За два месяца до окончания войны, 10 марта 1945 года, его убили в городе Кюстрин. Он нес письмо на почту, чтобы отправить весточку домой. Солдаты, которые нашли его тело, написали письмо домой, указав место захоронения. Вместе с письмом отправили найденную в руках Федора Сидоровича коробочку. Эту посылку из Германии с детскими вещами и нашими фотографиями, которые мы посылали отцу на фронт, получили в 1945 году. Вместе с ними было письмо: «Мы, солдаты, нашли вашего мужа в развалинах города Кюстрина, похоронили его на западной окраине около церкви. Погиб он в Германии 10 марта 1945 года». Эта последняя весточка об отце хранилась у нас как большая реликвия за иконой. Я на всю жизнь запомнила ее содержание и место захоронения.

Когда я выросла, задалась целью найти отцовскую могилу. С помощью общества Красного креста это удалось сделать. Мы получили ответ с подтверждением места захоронения отца: братская могила советских воинов, курган в городе Дембне Воеводства Гожув Великопольски. Сейчас это местечко принадлежит Польше, а в военные годы это была Германия.

В 1988 году мы всей семьей поехали в Польшу поклониться отцу и отвезти ему землю с Родины, родной станицы Петропавловской. Добрались до Кюстрина, а до Дембне было еще 20 километров. Нам помог молодой поляк, ожидавший поезд. Уже темнело. Он посадил нас в такси и дал польских денег.

Нас привезли в комиссариат (это польская полиция), дежурный позвонил мэру города. На ночь разместили в училище. Утром приехали военные и переводчик, которые отвезли нас к братской могиле, где был похоронен отец.

Чувство гордости за отца, его героический военный путь охватило меня. И было горько до слез от того, что он прошел войну от Грозного до Германии, и здесь, перед самой Победой, трагически оборвалась его жизнь. Эту боль невозможно передать словами.

Нина Федоровна Игнатова с внучкой Светланой Гизулиной во время акции Бессмертный полк на Красной площади приняли участие в прямом эфире Андрея Малахова на телеканале «Россия-1» (фото из архива автора).

Добрейшей души человек

 Нина Федоровна была очень скромной и мало рассказывала о своей судьбе. Она была большой труженицей. Во время войны, с 1944 года, в 12 лет пошла работать в колхоз «Новый быт» (сейчас — колхоз имени В.И. Ленина Грозненского района). В 1950 году переехала в город Новочеркасск, где устроилась работать в Строительно-монтажное управление №9 треста «Союзнефтеизоляция» изолировщицей. За ценное рационализаторское предложение была награждена премией и земельным участком, где с мужем Николаем Ивановичем Игнатовым построили дом и жили до конца своих дней. Потом Нина Федоровна много лет работала на Новочеркасском химическом заводе синтетических продуктов №17. Общий ее трудовой стаж составил 43 года.

Нина Федоровна была добрейшей души человеком, ее сердце сопереживало о каждом. Но особенно она переживала о солдатах, собирала и отправляла посылки нашим воинам в горячие точки, в зону специальной военной операции. Если она где-либо в дороге видела военных, шла к ним, чтобы поговорить, подбодрить добрым словом, дарила им продукты.

Когда рядом с городом Новочеркасском проходили сборы солдат, она с подругой пекла пирожки, собирала сумки с закрутками, вареньем, соленьями, салом, яйцами, колбасой и везла угощать.

Нина Федоровна любила петь казачьи песни, была солисткой казачьего хора. Занималась военно-патриотическим воспитанием молодежи. Часто встречалась с учениками школ.

В 2018 году я победила во Всероссийском конкурсе рассказов о Великой Отечественной войне. Меня и героев моих историй пригласили принять участие в акции Бессмертный полк, которая проходила 9 мая в городе Москве на Красной площади. Среди приглашенных была и Нина Федоровна Игнатова. В прямом эфире Андрея Малахова на телеканале «Россия-1» мы вместе с Ниной Федоровной с Красной площади рассказывали о наших отцах и дедах – участниках Великой Отечественной войны.

Нина Федоровна помогала в создании выставки, посвященной истории станицы Петропавловской в городе Новокубанске. Приезжала на ее открытие в декабре 2017 года.

В последние годы жизни она принимала активное участие в восстановлении кладбища и могил участников Великой Отечественной войны в станице Петропавловской, которые были заброшены из-за событий Чеченской войны. Каждый год приезжала на родные могилки вместе с детьми и внуками, другими земляками и наводила порядок. В 2017 году привезла сюда ящик луковиц голландских тюльпанов, чтобы посадить на могилах земляков. Два дня мы высаживали эти цветы.

Последний раз Нина Федоровна посетила кладбище станицы Петропавловской в октябре 2022 года на акцию, посвященную ветеранам Великой Отечественной войны, «Я вернулся, мама». Она посетила могилки всех своих родственников, чтобы с каждой взять по горсти земли. Силы уже покидали ее. Но, медленно передвигаясь по родному погосту с помощью костыля, шла от одной могилы к другой, прощаясь с ними навсегда.

Такой любящей, доброй, энергичной, неравнодушной останется Нина Фёдоровна в нашей памяти.

Лидия ШУБКО, поселок Прогресс, общественный деятель, автор книг «История одной станицы», «Петропавловский батальон»