Первая МТС в РСФСР начала работать весной 1929 года в совхозе «Хуторок» (фото предоставлено автором).

95 лет назад, в феврале 1929 года, было принято решение о создании в крае крупной государственной машинотракторной станции при совхозе «Хуторок». В МТС поступил 81 трактор, около 200 прицепных тракторных плугов, борон и других механизмов.

XV съезд ВКП(б), состоявшийся в декабре 1927 года, провозгласил курс на социалистическую коллективизацию сельского хозяйства. Рост числа колхозов в основных зерновых районах страны расширил возможности использования на полях машинной техники.

Стали формироваться тракторные отряды и колонны. Опыт их работы облегчил подведение под социалистическое земледелие материально-технической базы в виде машинотракторных станций.

Агитационный плакат появился в период образования машинотракторных станций (фото предоставлено автором).

Серьезный прорыв

Работа по созданию машинотракторной станции началась по инициативе «Севкавсельтреста», объединявшего совхозы Северного Кавказа. 8 декабря 1928 года трест дал задание руководству совхоза «Хуторок» обсудить вопрос образования МТС на территории хозяйства и проведения работы среди местного населения для сведения мелких земельных наделов в один массив.

Одновременно велось согласование вопроса об организации МТС с окружными и районными учреждениями Армавирского округа. В январе 1929 года президиум Армавирского райисполкома на основании предварительных итогов работы, проведенной совхозом «Хуторок», вынес решение об организации при нем МТС для обслуживания прилегающих к совхозу земельных обществ пяти сельсоветов и создания крупного земельного массива колхозов для обработки полей бедняцко-середняцких хозяйств, одобривших постановлениями и решениями на общих сходах создание зернового массива.

6 января в совхозе состоялось производственное совещание представителей коллективных объединений, сельсоветов, окружных и районных организаций. Население положительно отнеслось к образованию МТС.

Так выглядел технический парк первых МТС (фото предоставлено автором).

«Хуторок» — крупное хозяйство

Кроме полеводства, в котором преобладало семеноводческое направление, в совхозе откармливали мясной скот отходами винокуренного и маслобойного заводов. Имелось 4442 гектара земли для посевов, более 40 гектаров занимали виноградники. Немалые площади были отведены под плодовые, лесные и виноградные питомники. Хозяйство имело прокатно-зерноочистительный пункт, 27 тракторов, один грузовой и два легковых автомобиля, один мотоцикл. Совхоз получал высокие урожаи зерновых в сравнении с соседними крестьянскими хозяйствами.

Так, озимой пшеницы единоличники района собирали в среднем за три года по 48 пудов с десятины, а совхоз — 75,7 пудов, яровой пшеницы соответственно — 33 и 53, ярового ячменя — 46 и 98,6 пудов. Это наглядно показывало крестьянам все преимущества крупного коллективного хозяйства, использующего технику.

Обработка земли велась по новым агротехническим методам, и это позволило увеличить урожай (фото предоставлено автором).

По пути объединения

В соседних сельсоветах к началу 1929 года 13% крестьянских хозяйств были вовлечены в коллективные объединения, но в основном низших форм. В Ново-Кубанском сельсовете имелось 49 таких объединений, из них 45 товариществ по совместной обработке земли, две артели и два машинных товарищества. Причем, только 14 коллективов имели крупный массив — около 1,5 тысячи гектаров, а земли остальных были разбросаны отдельными мелкими участками.

Требовалась большая работа по землеустройству и сведению этих участков в одно целое. От 30 до 50% хозяйств в близлежащих селах, станицах и хуторах были бедняцкими, более трети из них не имели рабочего скота, а в составе сеющих хлеб 42,7% не имели пахотного инвентаря. Наличие большого числа бедняцких дворов, низкая их производительность и пример соседнего высококультурного советского хозяйства способствовали развитию колхозного движения в районе и тоже благоприятствовали созданию МТС.

6 февраля 1929 года краевые органы утвердили решение Армавирского райисполкома. Из 212 тракторов, выделенных Северному Кавказу весной предыдущего года для тракторных колонн, МТС совхоза «Хуторок» передали 81 машину. Были открыты курсы трактористов. Однако создание единого земельного массива в районе действий машинотракторных станций затруднялось запутанностью землеустройства окружающих сел, и к весеннему севу не было закончено.

Когда стало ясно, что откладывать заключение договоров нельзя, МТС провела работу с населением более отдаленных (до 70 километров) от совхоза станиц — Темиргоевской и Петропавловской, где землеустройство было завершено. Здесь среди вновь созданных коллективных хозяйств основу составляли товарищества по совместной обработке земли с общей площадью посева 6865 гектаров.

Уже к 10 апреля с МТС было заключено около 60 договоров. Они охватывали 2712 хозяйств, объединенных в 43 коллектива, и содержали ряд положений. Вся обслуживаемая МТС площадь сводилась в один массив с рациональным севооборотом. Машинотракторная станция выполняла весь цикл работ — вспашку, боронование, дискование, посев, уборку снопов и обмолот урожая. Посев производили чистосортными семенами «Хуторка». Население давало рабочую силу для обслуживания машин и орудий (подвозка семян, воды и прочего).

Оплата работы МТС проводилась натурой, причем товариществам по совместной обработке земли, артелям и коммунам предоставлялась льготная скидка до 25%. Остальная часть урожая после расчетов с МТС распределялась пропорционально земельным наделам.

Для выхода коллективов из состава объединений, обслуживаемых МТС, нужно было согласие на менее 50% лиц с предупреждением за год о расторжении договора. Руководство МТС поддерживало постоянный контакт с членами правления, сельсоветов и ревизионных комиссий коллективных объединений.

Машинотракторная станция являлась самостоятельным отделом совхоза. Ее заведующим назначили коммуниста Милостивенко, многие годы занимавшего пост председателя райисполкома. Он активно участвовал в организации станции. Два заместителя заведующего — агроном и механик, руководили работой кустовых агрономов (МТС имела три куста-колонны). Совхоз выделил машинотракторной станции старших рулевых, бригадиров и их помощников, предоставлял денежные авансы. Деятельность осуществлялась на основе производственных планов, составленных агрономами.

Первый комбайн едет для испытания в совхоз «Хуторок» в 1930 году (фото предоставлено автором).

Яростное сопротивление

Создание МТС и объединение крестьян-единоличников в колхозы встретили преграды со стороны кулачества, лишавшегося доходов от использования целинных земель и аренды. Кулаки развернули агитацию против МТС, предлагали беднякам бесплатно семена, лишь бы воспрепятствовать вступлению их в коллективные хозяйства.

Были случаи прямого вредительства — подбрасывание в зерно камней и железа, кража готовых к регистрации и подписанных учредителями Уставов. Пропаганда врагов колхозного строя сбила с толку некоторых середняков. Кулаки использовали, в частности, тот факт, что договоры МТС с коллективами несколько раз пересматривались в сторону повышения оплаты за ее работу. Отдельные колхозы отказывались от соглашений с МТС. Так, колхоз «Согласие» Ковалевского сельсовета, состоявший из 40 бедняцких хозяйств с 12 коровами и 2 лошадьми, сразу примкнул к МТС, а колхоз «Пахарь», объединивший 16 хозяйств с 25 лошадьми, отказался соединяться с колхозом «Согласие» и не примкнул к машинотракторной станции. Позднее эти вопросы постепенно решились.

Труженики МТС во время перерыва читают газеты на полях колхозов вблизи совхоза «Хуторок» (фото из архива музея города Армавира).

Преимущества коллективизации

Машинотракторная станция провела посевную кампанию 1929 года на высоком агротехническом уровне: своевременно вспахала поля, очистила их от сорняков, заложила в почву семена высокой сортности. Станция начала работы раньше единоличников и раньше их завершила, полностью выполнив свои обязательства по договорам. Всходы на полях, где трудились труженики МТС, были лучше, чем в частнособственнических хозяйствах, и урожай был получен более высокий.

Если мелкие колхозы и товарищества по совместной обработке земли не имели возможность широко использовать машины, то, перейдя к коллективной обработке крупного земельного массива и получив помощь МТС, сумели засеять чистосортными семенами все угодья, применяя улучшенные способы возделывания полей. Были уничтожены межи — рассадники сорняков. Изжита хищническая эксплуатация земли, так как на обслуживаемых МТС участках вводился шестипольный севооборот, были распаханы лишние дороги и проведено частичное землеустройство. Работа станции способствовала усилению процесса обобществления хозяйств. Если в обслуживаемых ею населенных пунктах к началу весенних полевых работ имелось 43 колхоза (с 13 дворами), то к концу проведения комплекса — 73 колхоза (с 40 дворами).

Влияние машинотракторной станции сказалось и на укрупнении колхозов. 55 земельных обществ прошли коллективизацию полностью. В большинстве колхозов, обслуживаемых МТС, более половины их членов не имели до объединения своего посева и сдавали землю в аренду или оставляли ее неосвоенной.

Вскоре эти хозяйства освободились от кулацкой эксплуатации и сами на обобществленном поле начали проводить сев. Например, в станице Темиргоевской в 1928 году сдавался в аренду 1971 гектар, и было заключено 566 договоров об аренде. В 1929 году — только 163 га и 83 договора.

Сельхозартель «Согласие» в 1928 году из 160 гектаров площади сдавала в аренду 70, а в 1929 году сама засеяла все принадлежавшие ей земли. Ряд крестьянских хозяйств увеличили посевы благодаря помощи МТС на 20-60% против предыдущего года. Население получило дополнительно по 4 рубля дохода на каждый гектар.

Опыт работы машинотракторной станции и тракторных колонн изучался и обобщался. В мае 1929 года краевая рабоче-крестьянская инспекция совместно с комиссией Наркомзема РСФСР провела обследование МТС и тракторных колонн в крае, проанализировала результаты их работы и отметила преимущества машинотракторных станций перед колоннами, ибо первые соединяли крупную машинную технику с коллективным трудом на обобществленной земле, что давало лучшие результаты.

5 июня 1929 года Совет труда и обороны СССР, обобщив опыт первых МТС, принял Постановление «Об организации машинно-тракторных станций», которое положило начало массовому созданию машинотракторных станций в СССР.

Ирина ЗЕНЦОВА, краевед