«Вятское городище» – одно из семи городищ в Чердыни – самом древнем городе Урала, возникло в период расцвета пермского звериного стиля (фото Александра Чуцкова).

 

Участники экспедиции под руководством Александра Чуцкова, председателя комиссии по научному туризму Армавирского местного отделения Русского географического общества, отправились в июне на Средний Урал, чтобы изучить артефакты Пермского звериного стиля.

В интервью нашему изданию Александр рассказал о важных и интересных этапах многодневной экспедиции:

— Наша главная цель — познакомиться с туристическими и рекреационными ресурсами Пермского края. Урал всегда привлекал нас своей необычной историей.

Нам удалось увидеть около 70% самых выдающихся достопримечательностей Пермского края. Первоначально мы предполагали, что туристические ресурсы будут не такими богатыми, как на юге страны, учитывая, что рядом с туристическим разнообразием Краснодарского края находятся объекты Крыма, Калмыкии, республик Северного Кавказа.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Хочу сказать, что в Пермском крае есть множество природных и культурно-исторических объектов, представляющих большой интерес для туристов. Мы посетили места, где были обнаружены основные клады артефактов пермского звериного стиля. Сейчас активно развивается брендирование этих населенных пунктов, которое началось еще в 70-х годах прошлого века. Культурные объекты оформляются в пермском зверином стиле не только в краевой столице, но и во многих районах.

Например, витринные стекла Центрального универмага города Перми оформлены в виде изображений пермского звериного стиля. Фасад центральной гостиницы «Урал» тоже очень красив. Гигантские витражные стекла также украшены «образками» в стиле пермского звериного стиля.

Завораживают туристов и исследователей разбросанные по центру города арт-объекты, выполненные в пермском зверином стиле, который уникален и широко известен.

Если гости посещают туристский информационный центр в Перми, первое, что они видят — это изобилие сувенирной продукции, выполненной в пермском зверином стиле. Чем же он уникален? И почему мы им заинтересовались?

Давно планировали продвигать в Краснодарском крае скифский звериный стиль, который очень похож на пермский. В рамках проекта Русского географического общества «Золотое кольцо Боспорского царства» хорошо рассказывается о наследии древних греков на территории нашего края, Ростовской области и Республики Крым. Однако в тени остается уникальное археологическое направление — скифский звериный стиль.

Кудымкар – город легенд, но не сказок. Повсюду можно увидеть скульптуры и арт-объекты, на которых изображены персонажи легенд, связанных с пермским звериным стилем (фото Александра Чуцкова).

ФИГУРЫ ЗВЕРИНЫХ СТИЛЕЙ

Если говорить о связи Краснодарского края с древними цивилизациями, то стоит упомянуть о знаменитом золоторогом олене с преклоненными коленями — одном из самых выдающихся предметов скифского звериного стиля. Эта фигурка была обнаружена в станице Костромской Мостовского района, расположенной неподалеку от нас.

В ходе экспедиции в Пермский край стало ясно, что скифы и сарматы с высокой вероятностью привнесли свои уникальные элементы и видение мира в регион Прикамья, который уже имел развитую культуру, религию и мифологию. Жители Прикамья были высокоразвитой цивилизацией, в том числе и духовно. Они адаптировали предметы скифского звериного стиля и изделия, попадавшие из Ирана и Прикаспийского региона, формируя свой уникальный стиль, основанный на их собственных верованиях.

Уличная скульптура по мотивам пермского звериного стиля в городе Кудымкар (фото предоставлено Александром Чуцковым).

НАЗОВЕМ ЭТО КОСМОГРАММОЙ

Древние цивилизации часто черпали вдохновение в окружающем их мире животных, наделяя их особым символическим значением. Скифы, например, видели в олене своего покровителя, изображая его ярко-золотым. В Прикамье же лосю и медведю уделялось особое внимание, что отразилось в огромном количестве элементов с их изображением.

Одним из самых узнаваемых образов пермского звериного стиля стал человеколось — существо с человеческой фигурой и головой лося. На этих изображениях человеческая голова просматривается, но сверху, как головной убор, виднеется лосиная голова. Предполагается, что у этого образа был реальный прототип — шаманы, которые надевали лосиную шкуру с головой лося во время обрядовых ритуалов.

Еще одним характерным элементом пермского звериного стиля являются крылатые люди и лоси, которые символизируют устремленность человека в небо. Часто встречаются «чудские образки», изображающие птиц, в том числе трех и двуглавых.

Повторяется в пермском зверином стиле сюжет с женщинами-богинями, что указывает на наличие в прошлом у жителей региона матриархальных культов. Большое количество артефактов с женскими фигурами обнаружено в Чердынском районе Пермского края. Полная реконструкция древних культов невозможна, но предварительно можно охарактеризовать общество древнего Прикамья так: оно было матриархальным, ценило связи с окружающей природой, гармонию в межличностных отношениях.

В экспедицию на Урал новокубанцы отправились со своим баннером «KUBAN-PARMA». Парма – древнее название Пермского края. Возможно, произошедшее от странно-певучего словосочетания: «Пера Маа», что на финно-угорском языке означало «дальняя земля», то есть край земли, край света (фото предоставлено Александром Чуцковым).

ИНТЕРЕСНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ

Территорию, лежавшую к востоку от Кольского полуострова и простиравшуюся до Уральских гор, скандинавы называли Бьярмией, из-за распространенного на этих землях культа медведей. Медведь изображен и на гербе Ярославской области. Можно сказать, что родина медведя как культового животного — это регион Прикамья, так как медведь очень часто встречается в изображениях пермского звериного стиля.

Даже знаменитый двуглавый орел, происхождение которого принято считать из Византии, возможно, был заимствован из пермского звериного стиля.

В ходе нашего путешествия по Пермскому краю особенно впечатлили коллекции «чудских образков», найденных в кладах и представленных в Чердынском музее. По своей значимости этот музей не уступает краевому. Увидели коллекцию, посвященную христианизации региона. Вместо икон здесь были деревянные скульптуры, которые сохранились до наших дней.

Поразил своей дикой величавостью затерянный в тайге Каменный город. Многие туристы считают этот природный объект очень масштабным и интересным. Мы даже не ожидали, что наше пребывание в Каменном городе окажется настолько увлекательным.

Местные коллеги, члены Русского географического общества, поделились полезной информацией. На основе полученных данных планируем создать документальный фильм о нашей экспедиции, используя как авторские кадры, так и ранее снятые материалы.

В сентябре этого года Армавирское региональное отделение РГО планирует провести на базе Армавирского государственного педагогического университета телемост с Чердынским краеведческим музеем по теме «Пермский звериный стиль».

 

 

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

Новокубанские исследователи Александр Чуцков и Алексей Аверин совершили путешествие на автомобиле, который они ласково назвали «Шустрик», проехав, почти пять тысяч километров.

Алексей проявил большое мастерство и приложил максимум усилий, чтобы участникам экспедиции было комфортно в пути. Однако не обошлось без технических трудностей. Из-за некачественного бензина автомобильные свечи «подгорели». Когда автомобиль вернулся домой, специалисты автосервиса обнаружили, что все свечи были повреждены. Удивительно, но автомобиль, несмотря на это, смог преодолеть весь путь и благополучно добрался до точки финиша экспедиции.

 

 

МНЕНИЕ

Александр Чуцков – руководитель экспедиции:

Участники нашей группы смогли сплавиться по реке Кама на электрокатамаране «Экоход» и получили незабываемые впечатления. Кама — красивая, полноводная и широкая река, окруженная невероятной природой. Поразили нас виды Уральских гор и бескрайней тайги без признаков цивилизации. Парма манит своей неизведанностью туристов и исследователей из разных уголков мира.

 

Сергей КРАВЧЕНКО