Остались в памяти на всю жизнь
Жители Ковалевского сельского поселения поделились воспоминаниями о своих учителях, которые были не просто наставниками, но и лучшими друзьями
В минувшем году, объявленном президентом нашей страны Годом педагога и наставника, редакция газеты «Свет маяков» в течение всего лета публиковала купон, заполнив который, жители нашего муниципального образования называли имена лучших педагогов и наставников школ, дополнительного образования, воспитателей детских садов, спортивных тренеров. В День учителя, 5 октября, были подведены итоги народного рейтинга и опубликованы фотографии и имена лучших педагогов района по мнению жителей.
Мне хотелось продолжить данную тему и в году текущем, и рассказать на страницах любимой газеты об учителях села Ковалевского и поселка Прогресс, мудрое наставничество которых подтверждено воспоминаниями выпускников разных лет прошлого века. Таких педагогов много, все они хороши по-своему, по-своему любимы. Спустя годы выпускники сполна осознали неоценимый труд Бориса Андреевича Васильченко, Петра Васильевича Черноусова, Владимира Ивановича Никитенко, Григория Ефимовича Овчаренко, Евгении Михайловны Сгорьевой, Зинаиды Михайловны Марчевской, которые оказали влияние на нравственное, физическое, эстетическое развитие своих учеников, а порой определившие их дальнейшую судьбу на долгие годы вперед.
НЕОБЫЧНЫЙ ДИРЕКТОР
Из воспоминаний В. Волостнихина — выпускника 1965 г. ковалевской школы №29:
«Как свойственно людям преклонных лет, я часто предаюсь воспоминаниям о днях своего детства, о годах учебы в школе (1956-1965 гг.). Нас учили педагоги, которых нельзя не вспомнить. Каждый из них был личностью не только интересной, но и неординарной. Особенно мне запомнился директор школы, учитель истории, географии и физкультуры Борис Андреевич Васильченко. Для меня он был не только педагогом-наставником, но и, если можно говорить о дружбе взрослого человека с ребенком, лучшим другом.
С приходом в школу Бориса Андреевича спортивная жизнь не просто закипела, забурлила. Организовывались спортивные кружки, проводились соревнования, по их результатам присваивались юношеские разряды.
В жизни Бориса Андреевича трудно было провести грань, где заканчивалась работа учителя, и начиналось дружеское общение с ребятами. Он всегда был среди учащихся: на переменах играл в баскетбол, воллейбол и шахматы, показывал фокусы. В рамках краеведческого кружка организовывал пешие походы выходного дня. С азартом исследователей мы осматривали курганы за детским домом, в с. Новомихайловском, на велосипедах добирались до курганов под городом Армавиром. Одним словом выплескивали свою кипучую энергию в направлении познания мира.
Каждый урок Бориса Андреевича был необычен, с интригой: его карманы для нас были загадкой, доставая из них археологические артефакты, он «подогревал» наш интерес к изучаемой теме. Когда перекапывая в саду, я обнаружил чашу из белого металла необычной формы, то, не раздумывая, подарил ее любимому учителю. Поражала широта его знаний и круг интересов. Борис Андреевич старался разнообразить нашу внеклассную жизнь, вел фотокружок, благодаря этому удалось запечатлеть ушедшие моменты школьной жизни и нашего села. Для меня не было счастливей момента, когда Борис Андреевич брал меня на охоту, учил поведению на природе, а сопровождала нас его собака — английский пойнтер.
Уже в 1959 году на правлении колхоза обсуждалось строительство новой школы в 1962-1963 годах. Но именно Борис Андреевич принял самое деятельное участие в продвижении этого вопроса. Он поддерживал связь с председателем колхоза Т.А. Резниковым, со строителями, организовывал учащихся для рытья котлована под фундамент, уборку строительного мусора и выполнения других посильные видов работ. Оснащение новой школы необходимым оборудованием — тоже его хлопоты. После 1963 года дальнейший профессиональный путь директора и нам не известен, но как замечательно, что такой педагог-наставник был в нашей жизни».
ТУРИСТИЧЕСКИМИ ТРОПАМИ
Из воспоминаний майора запаса С. Калюжного — выпускника 1975 г. ковалевской средней школы №29:
«Школьные годы (1965-1975) благодаря нашим учителям получились незабываемыми и насыщенными. О каждом можно сказать много хороших и добрых слов, а руководил коллективом в те годы Иван Петрович Кудряшов. Поведаю о некоторых педагогах, которые были не только учителями, но и нашими наставниками.
Это Петр Васильевич Черноусов — наш учитель географии. Будучи юношами, мы ходили к нему в гости: он жил с семьей в общежитии по ул. Советской. Всегда охотно общался, очень увлекательно рассказывал о студенческих годах, путешествиях и о жизненном опыте, который накопил.
Субординация во внеурочное время соблюдалась обязательно и безукоризненно. Ему легко было рассмешить весь класс, посмеяться вместе со всеми, но мгновенно переключить на рабочую атмосферу. Петр Васильевич с учителем немецкого языка, фронтовиком Иваном Николаевичем Ключко ходил с нами в поход по маршруту Домбай – Красная Поляна — Адлер. Потрясающее незабываемое путешествие!
Согнувшись под тяжестью рюкзака, поднимались мы вверх все выше и выше в сопровождении опытного проводника. На обрывистых склонах застывали от необычного зрелища: казалось, что совсем рядом с нами снежно-белые пики гор, устремленные в небо, а внизу клубились пушистые облака.
Промежуточная цель нашего похода – Красная Поляна, расположена в среднем течении реки Мзымта на высоте около 500 метров над уровнем моря и в 38 км от побережья Черного моря. Место это интересное и с исторической точки зрения: здесь в мае 1864 года соединились четыре отряда русских войск, прошел победный парад и отслужен молебен по случаю окончания Кавказской войны. В наши годы в Красной Поляне была замечательно оборудованная турбаза с организованным досугом, вечерами танцы с мелодиями тех лет – популярная песня Пола Маккартни «Хоп, хей, хоп» разносилась по округе, а звезды казались настолько близко — только протяни руку… Так, туристскими тропами мы познавали свою страну и вели нас по маршруту познания наши учителя. Кстати, Петр Васильевич прекрасно играл на саксофоне, руководил вокально-инструментальным ансамблем, который успешно сопровождал школьные вечера.
Ивану Петровичу Кудряшову удалось объединить коллектив в дружную и сплоченную команду. Под его руководством работали учителя — профессионалы своего дела. Педагог английского языка была на практике в городе Лондоне, в совершенстве владела языком. Интересно было слушать учителя литературы и русского языка Юрия Михайловича Дроздова, эрудированного и интеллигентного человека. Очень помогли знания математики при поступлении, которые мы получили от Анны Григорьевны Николенко. До сих пор сохранился у меня настольный светильник, который я изготовил на уроках труда под контролем учителя Петра Петровича Колесникова. На выбор моей профессии повлиял учитель начальной военной подготовки Яков Никитович Басакин. Этот учитель-фронтовик был для меня примером мужества и стойкости».
Из воспоминаний Л. Алфимовой (Шуховой) — выпускницы 1976 г. ковалевской средней школы:
«Мне очень запомнилась волшебная атмосфера туристических слетов, традиционно проводившихся на базе в лесничестве для учащихся школ Новокубанского района. Это одно из самых любимых и интересных внеклассных мероприятий. Сколько же приятных впечатлений получили мы тогда!
Здесь было место всему: соревнованиям и конкурсам, юмору и серьезности, песням и танцам у костра, играм, общению с природой. Команды обустраивали биваки, ставили палатки, преодолевали полосу препятствий, были конкурсы по ориентированию на местности, вязке узлов, ловле рыбы, разведению костра и приготовлению ухи. По завершении — награждения и прощальный вечер. Впечатления остались в памяти на долгие годы.
Наша команда часто побеждала, потому что нас готовили к соревнованиям замечательные классный руководитель Владимир Иванович Никитенко и учитель географии Петр Васильевич Черноусов. Они помогали нам развивать свою физическую подготовленность, сноровку, смекалку, навыки работы в команде, побеждать собственные страхи и обретать уверенность в собственных силах».
САМЫЕ СПОРТИВНЫЕ
Из воспоминаний И. Журавель (Аркадьевой) — выпускницы 1981 г. ковалевской средней школы №15:
«Спустя много лет о классном руководителе и учителе физкультуры Владимире Ивановиче Никитенко остались самые теплые воспоминания. С первых уроков мы полюбили строгого, но справедливого педагога и его предмет.
В годы учебы наш класс был одним из самых спортивных и составлял костяк школьной команды по баскетболу. Владимир Иванович доверял ключи от спортзала, когда мы приходили к 6 утра (до учебных занятий) и готовились к соревнованиям. Не только доверие, но и забота, душевность классного руководителя вдохновляли нас на успехи и победы. Он научил нас верить в себя, преодолевать трудности и стремиться к цели. Ему удалось объединить нас, детей, в дружный коллектив.
Мы готовили и проводили интересные тематические вечера в школе, которые сближали, позволяли лучше узнать друг друга. Владимир Иванович и по окончании нами школы при встрече всегда проявлял внимание, интересовался нашими делами».
ОРКЕСТР ДЕТСВА МОЕГО
Из воспоминаний Г. Жабко — выпускник ковалевской школы 1969 года:
«Духовой оркестр… Всего два слова, а в памяти вихрем проносятся мои детские годы. Создатель и руководитель оркестра Григорий Ефимович Овчаренко — дипломированный музыкант, для нас, сельских мальчишек, был, как отец родной. В результате его кропотливого труда мы стали коллективом, где каждый чувствовал свою важность и нужность.
Будучи юными артистами любительского музыкального искусства, мы выступали в г. Новокубанске, а летом — в лагере п. Лазаревского на прогулочном катере. Директору лагеря мы так понравились, что он предлагал остаться еще на один поток.
Когда служил в армии, играл в духовом оркестре — полученные умения пригодились. Нужно отметить, что духовой оркестр был организован в клубе с. Ковалевского. Григорий Ефимович набрал мальчишек, не знавших нотной грамоты, и обучил всему. С каждым занимался индивидуально, чтобы он зазвучал в оркестре.
Жизнь подростков, посещающих коллектив, стала насыщенной, богатой впечатлениями. Сельские ребята выезжали за пределы клуба, смотрели выступления других музыкантов, вдохновлялись, учились поведению в обществе, во всем слушались руководителя. Они не стали профессиональными оркестровыми музыкантами, но Григорию Ефимовичу удалось привить любовь к музыке. Некоторые во взрослой жизни продолжали играть в самодеятельных коллективах».
ПРИКОСНОВЕНИЕ К ПРЕКРАСНОМУ
Из воспоминаний кандидата биологических наук Т Челушкиной — выпускницы 1951 г. ковалевской начальной средней школы и 1954 г. средней школы №4 Биофабрики №12:
«В 1951 году в 8 класс я пошла в школу-десятилетку при Биофабрике №12, находящуюся от моей родной Ковалевки в 5 км. В конезаводе «Восход» тоже была только семилетняя школа, так что наш «пришлый» класс ежедневно встречался на Биофабрике, прошагав одинаковое расстояние с противоположных сторон.
По сравнению с нашим хутором, Биофабрика выглядела городом — с двухэтажными домами для работников ИТР, чистым сквером, клубом, где регулярно шли фильмы; школой, за которой начинался парк помещичьей усадьбы. Немного в стороне от школы – помещичий особняк с диковинными деревьями (в частности пирамидальные дубы, посаженные в честь рождения сыновей). От этого дворца, в котором размещались библиотека, детсад, контора, мраморная лестница несколькими перегонами спускалась в парк. Далее располагался стадион, завершавшийся рядом качелей-лодочек. Берега искусственного большого пруда ночью освещались фонарями на красивых столбах. Вот в такой уголок цивилизации мы, ковалевцы, пришедшие в 8-й класс, попали из своих саманных хат с соломенными крышами и земляными полами.
Новые учителя, новые знакомства. Перед школой — большой двор с волейбольной площадкой и спортивными сооружениями. Проводились замечательные литературные вечера, заканчиваюшиеся пением и танцами — падекатр, падепатинер, венгерка, полька, вальс. Сколько было выучено непрограммных стихов и прозы.
Живы в моей памяти школьные вечера, которые проходили на сцене клуба Биофабрики. Как великолепно читала стихи Оля Загоруйко! На вечере, посвященному юбилею Николая Васильевича Гоголя, ставили сцену из «Майской ночи», танец русалок. Ставила танцы Зинаида Михайловна Марчевская — учительница немецкого языка, в прошлом балерина, пережившая блокаду города Ленинграда. Глядя на танец, я плакала от восторга, как хотелось мне быть среди танцующих! Набралась храбрости, попросилась в кружок, отчетливо понимая свою «профнепригодность». Решилась на это уже в 9-ом классе, а с девчонками занимались, начиная с 5-го класса. Зинаида Михайловна задумала разучить краковяк из оперы «Иван Сусанин», причем с участием мальчиков.
На репетиции я ходила из Ковалевки вечером. Как-то случился сильный ливень, стояла тьма непроглядная. Добралась до Биофабрики немного с опозданием. Девчонки, уверенные, что я не прийду, радостно кинулись ко мне, сообщая, что Зинаида Михайловна не начинала репетиции и говорила: «Она обязательно прийдет».
У меня и мальчиков получалось плохо, хотя я очень старалась. Всего было шесть пар. Зинаида Михайловна две пары исключила из-за партнеров, на меня, видимо, рука не поднялась. Она заменила моего партнера Валей Вербицкой, переодетой парнем, оставив четвертой парой. Как я была счастлива и благодарна за прикосновение к прекрасному!
Биофабринскую школу мы окончили в 1954 году. Сразу поступили в институт немногие, поскольку был небывалый конкурс на одно место. Очень помогло знание химии. Учителю этого предмета, Евгении Михайловне Сгорьевой, выпускники были благодарны и часто навещали, будучи сами мамами и папами. Евгения Михайловна – не только профессионал своего любимого дела, которому преданно посвятила всю жизнь, но и пример истинного наставника. Она была классным руководителем нашего «пришлого» класса, и все свое свободное время с невероятной самоотдачей уделяла ребятам.
Когда я уже работала в 1959 году в «Колхозе им. Мичурина», Евгения Михайловна узнала, что у Лиды Терещенко случилась беда. Она окончила пищевой техникум, работала где-то в Казахстане, но вскоре серьезно заболела. С работы уволили, и Лида с ребенком вернулась в Конезавод к маме, работавшей на огородах. Евгения Михайловна выяснила адреса наших одноклассников. Написала всем письма с просьбой собрать денег для лечения Лиды: с работающих 25 рублей (тогда средняя зарплата была 100 рублей), со служащих в Советской Армии — по 3 рубля, и добавила – больше прислать можно, меньше никак нельзя.
На мое имя в Ковалевку пошли переводы со всей страны. Матрос Василий Бут прислал 30 рублей вместо трех. В письме пояснил: прочитал сослуживцам, и они накидали в бескозырку. Из города Анадырь, где работал Гена Висицкий, пришел телеграфный перевод с пояснением: «Гена в командировке, высылаю деньги!» Это была его жена Лиля Вольтова — наша же, ковалевская. Гордость распирала за ребят!
На собранную сумму Евгения Михайловна (и, наверное, добавила не меньше своих денег) добыла Лиде путевку в высокогорный санаторий Всесоюзного значения. Когда собирались классом 20 лет спустя, Лида Терещенко была с нами!
Часто ученики Евгении Михайловны приглашали ее к себе погостить: в Киев, в Москву, Боровск и другие города нашей страны. Нужно сказать, что в жизни человека достаточно много учителей, но все-таки у каждого есть один, который научил не просто основам наук, а научил жить и понимать жизнь. Вот именно такой была Евгения Михайловна Сгорьева».
ОТ АВТОРА
Воспоминания учеников В. Волостнихина, С. Калюжного, И. Журавель, Л. Алфимовой, Г. Жабко, Т. Челушкиной подтверждают истину, что зажечь сердца детей может только хорошо знающий и любящий свою работу, увлеченный человек, способный наполнить мгновения школьной жизни богатым и интересным содержанием. Только так ученик сможет многое в жизни понять, испытать, увидеть. От того, каким качествам педагог помог развиться у учеников, зависит дальнейшая их судьба.
Учитель, который стал для ученика и наставником, и помощником, и защитником, и другом, помогает приобрести не только знания, но и дает возможность проявить способности, уважаем, остается в памяти на всю жизнь.
Елена КАЛЮЖНАЯ