Олень с золотистыми ветвистыми рогами из фонда Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина найден в «Филипповском могильнике» сарматской культуры V–IV веков до нашей эры (фото предоставлено Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).   

В центре города Новокубанска расположено сарматское городище №1. По оценкам ученых, оно было одним из самых крупных в те давние времена, а сами сарматы сильно повлияли на развитие всей цивилизации

По мнению исследователей, сарматы впервые упоминаются Геродотом в V веке до нашей эры: «Если перейти реку Танаис (ныне — Дон), то там уже не скифская земля, но область сарматов». Сарматы считались прекрасными воинами и мастерами. Этот народ не стоит путать со скифами – хоть они и были соседями и жили в одну эпоху. Сарматы считаются создателями тяжелой конницы, так как передвигались исключительно на лошадях.

Сарматы характерны женоуправлением, то есть господствовал ярко выраженный матриархат. Женщины были не только жрицами, но и воинами, фактически руководили городами. Когда Геродот описывал амазонок, он, вероятнее всего, имел в виду сарматских воительниц. 

ДРЕВНИЙ МИР РЯДОМ

В центре города Новокубанска, на пересечении улиц Гагарина и Воровского, в VIII-X веках до нашей эры находился настоящий укрепленный район. Территорию сарматского городища №1 в наши дни любители истории неоднократно предлагали развить и благоустроить, проложить экскурсионный маршрут. Место официально признано памятником археологии и охраняется государством. Хотя для многих из нас эта местность не что иное, как удобная горка, с которой зимой можно кататься на санках.

На самом же деле, территория 70х70 метров – большое трапециевидное городище сарматского племени. Благодаря археологам и их находкам, можно утверждать, что люди на новокубанской земле жили практически непрерывно, причем создавали целые города, а не временные стоянки. Александр Чуцков — председатель комиссии по научному туризму Армавирского отделения Русского географического общества, поделился своими знаниями об этом уникальном историческом месте:

– Не исключено, что тут находились святилища. У сарматов была развитая мифология, верования, вооружение. Они жили в интересное время: на стыке бронзового и железного веков. Уже появляются более развитые орудия труда, сельское хозяйство, скотоводство. В цивилизационном плане это не стоянка человека, а настоящий город. Первая экспедиция и научные раскопки начались на городище в 70-80-х годах XX века. Не обошлось без участия Санкт-Петербургской археологической экспедиции и доцентов кафедры всеобщей и отечественной истории, специалистов Центра археологических исследований Армавирского государственного педагогического университета. Предметы бытовой утвари находят здесь даже сейчас. Среди них – керамика, фрагменты кольчуги, наконечники стрел.

ЮЖНЫЕ САРМАТЫ И ПЕРМСКАЯ ЧУДЬ

Сарматы наложили огромный отпечаток на цивилизацию. Они активно контактировали с греками и даже дошли до Пермского края. Существует теория, что сарматы и город Пермь связаны. Об этом свидетельствуют одинаковые элементы звериного стиля. Контакты народов в те времена осуществлялись в основном благодаря торговле.

– Активное перемещение материальных ценностей, верований, как раз было достигнуто за счет сарматов. Этот кочевой народ сильно повлиял на Пермский звериный стиль. Мы с коллегами провели аналогии и увидели очень большое количество совпадений между скифским и сарматским звериным стилями — разница между ними весьма условная, и пермским, – рассказывает Александр Чуцков. – По известным исследованиям, сарматы ушли в сторону Урала. Можно утверждать, что в этих местах у них велась активная торговля по пути «Из варяг в Бьярму». В Прикамье — территории, которая прилегает к реке Кама, уже развивался собственный звериный стиль. Но именно с добавлением сарматского стиля в мировой культуре появилось это уникальное явление – пермский звериный стиль.

История Пермского края хранит в себе множество легенд и сказаний. Когда-то на территории этого края существовала страна под названием «Великая Пермь», которую иногда называли просто и лаконично – Парма. До сих пор доподлинно не ясно, откуда произошли эти названия: от легендарной страны Биармия или Бьярма, часто упоминающаяся в скандинавских сагах и древнерусских летописях, или от финно-угорского слова «парма», которое переводится как «холмы, поросшие елью и пихтой». 

Не обошлось в этих местах и без мистики: предполагается, что Великая Парма населена не только дружелюбными племенами. Самый поразительный народ – чудь белоглазая. Представители были людьми лишь отчасти, они обращались за помощью к флоре и фауне, не мыслили жизни без духов леса. При этом чудь обладали несметными богатствами и, согласно мифам, ушли со всеми своими сокровищами под землю.

– Это действительно загадочное и таинственное племя. Оно владело тайными сакральными знаниями, которые унесло с собой в некое Беловодье – то есть подземелье. Ученые считают, что произошла ассимиляция народа: часть ушла за Урал, а сама фраза «чудь ушла под землю» означает, что святилища и ценности укрывали под землей. Чудские образки, как еще называют пермский звериный стиль, представляет собой сплав местных верований и частично скифо-сарматских. Еще одно подтверждение теории о взаимоотношениях этих народов заключается в том, что изготовительницами чудских образков были женщины. Именно они стали первыми металлургами на этой территории. Об этом свидетельствуют находки литейных формочек в женских захоронениях. Особенно знаменита коллекция червенских богинь, в которых просматриваются сарматские мотивы, например, богиня изображается верхом на коне, – поясняет Александр Чуцков. — На мой взгляд в нашем районе, в связи со всем выше сказанным, да и в крае в целом, не достаточно развивается скифский звериный стиль. Так, знаменитый коленопреклоненный олень впервые был обнаружен в станице Костромской Мостовского района. На научно-практической конференции «Лунинские чтения», посвященной проблематике сохранения, изучения и популяризации историко-культурного наследия Юга России, которая состоится 14-15 ноября в этом году, будем с коллегами поднимать данную тему.

Стоит отметить, что тема сохранения и изучения культурного наследия города Армавира и Новокубанского района актуальна уже несколько лет.

– Во всех отделениях Русского географического общества создаются комиссии по научному туризму. У нас она была создана в связи с развитием познавательного туризма в последние годы. Так, например, в 2021 году впервые прошел астрокемпинг под названием «Звезды зовут!» в связи с развитием астрономии и космонавтики. Вместе с тем мы проводили экскурсии по археологии и геологии, палеонтологии. Стараемся сделать мероприятие комплексным, — подытожил Александр Чуцков.

Татьяна КОБЫЛЬСКАЯ

Пермский звериный стиль – разновидность звериного стиля, бронзовой художественной пластики VII веков до нашей эры – XII веков нашей эры Северо-Восточной Европы и Западной Сибири от Камско-Вятского бассейна до водораздела Енисея-Оби.

 

Бронзовая пряжка в виде животного, стоящего на прямоугольном основании, конец II века до нашей эры. Найдена в «Неаполь Скифский» (фото предоставлено Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).

Подвеска «Всадница» из фондов Пермского краеведческого музея (фото предоставлено Пермским краеведческим музеем).

Бронзовая поясная накладка в виде оленя из фондов Пермского краеведческого музея (фото предоставлено Пермским краеведческим музеем).